RUCONSOLE
Сообщество любителей комиксов, игр, и кино

Лучшие фильмы про серийных убийц

0 8 185

Фильмы про маньяков и серийных убийц (т.н. многоэпизодных убийц), придуманные, или основанные на реальных событиях, являются одним из самых популярных вариантов пощекотать нервы зрителю. При этом данная тема довольно обширна, есть ряд классификаций и т.д. Можете в этом убедиться . И сегодня мы вспомним 25 наиболее интересных историй из этой жуткой темы. Предупреждаем о спойлерах, а также подчёркиваем, что мы этих людей не оправдываем и не защищаем. Но смотреть такие фильмы интересно, правда же? Так что крепче усядьтесь в свои кресла, возьмите чашку какао и не открывайте двери незнакомцам. Поехали!

25. Палач Дамер (2002)

Джеффри Дамер является одной из “звёзд” олимпа американских серийных убийц. Он орудовал в США в течение 13 лет во второй половине 20 века. Дэвид Джейкобсон предпринял смелую попытку рассказать его историю, поскольку в теме Дамера присутствует “острые” расовые моменты, а также тема, касающаяся ориентации серийного убийцы. От этих вопросов режиссёр не уходит в фильме. Так что будьте готовы. В том числе к тому, что здесь нет умного агента ФБР или просто полицейского, который расследует дело. Акцент сделан именно на персоне Дамера, на определённых отрезках его жизни. И неслучайно Джереми Реннер был удостоен за эту роль кинопремии Independent Spirit (по независимому кино).

Этот артист прекрасно сыграл знаменитого серийного убийцу. Я не сравниваю с оригиналом, хотя он внешне и похож тут, речь в принципе об образе. Актёр прекрасно передал, с какой невероятной лёгкостью и спокойствием на лице Дамер выбирал жертв, как обстоятельно и со скрытым наслаждением подходил к “делу”. Одновременно при этом он очень спокойно ведёт себя с полицией, даже находясь с ними у себя дома вместе с жертвой в довольно “опасной” обстановке. Дамер здесь достаточно умён, умело окучивая своих будущих жертв, меняя манеру поведения и внешний образ коммуникабелен, изворотлив. Хотя к нему и с периодическими подозрениями относится отец. Это отлично изобразил Брюс Дэвисон. Вообще, на роли родителей тут определённый акцент всё же делается в “становлении монстра”. Что касается самих убийств, то они в этой неторопливой, “неадреналиновой” истории хотя и играют важную роль (ещё бы нет), но становятся как будто чем-то сопутствующим. Такая структура повествования имеет свои плюсы, но и одновременно это является минусом. Ведь зрители привыкли к определенной манере, способу рассказывать такие истории – динамично, с точки зрения поимки маньяка. Откровений в картине вы не увидите, равно как и жестоких, кровавых моментов. Интерес вызывают разве что занятные диалоги между Дамером и Родни, а также использование цветовой гаммы, напоминающей чем-то “Суспирию”. Но точно посмотрите этот фильм, если считаете, что Реннер не является талантливым, многогранным актёром. И если интересуетесь темой серийных убийц.

24. Человек в сером (2007)

Трудно поверить, что добрый, довольно пожилой мужчина, который сыграл бывшего мужа героини Джоди Фостер в “Комнате страха”, и знаменитый убийца-каннибал Альберт Фиш – это всё плоды творчества одного и того же человека.  Но это так. Решение выбрать Патрика Бошо на роль Фиша – великолепное попадание в цель. Этот бельгийский актёр ужасающе органично смотрится в роли человека, убившего множество детей. Фильм “Человек в сером” Скотта Флинна интересен, в первую очередь, с точки зрения работы криминалистов.  Ведь показано начало 20 века, которое очень неплохо воссоздано. Тогда долго не могли приноровиться и привыкнуть к использованию отпечатков пальцев. Две сюжетные линии, одна на детективах, вторая – на самом Фише, позволяет провести интересную связь между героем Патрика Бошо и теми, кто его пытается найти.

Основное внимание уделено именно Фишу. Тому, как он умело с очаровательной улыбкой на лице находит общий язык с детьми и их родителями, как умудряется под разными предлогами увести детей и остаться с ними наедине. В этом плане интересны детали картины. Вроде той, где мистер Фиш называет родителям несуществующие адреса, куда он с ребёнком собирается пойти. А те даже не проверяют и толком не сомневаются ни в чём. Однако, за линией своих убийств он чаще всего диаметрально противоположен, срывает зло и довольно жесток в общении с окружающими. Патрик Бошо отлично эти две стороны личности отобразил. Дельная мысль сопроводить некоторые сцены фильма фактурными закадровыми голосами антагониста и детектива Уилла Кинга. Это позволяет ещё более явно прочертить между ними черту. Как будто мы наблюдаем за неторопливым марафоном, на котором один стайер пытается догнать другого. Усиливает эффект отличная музыка Джастина Барнетта. Интересное решение сохранить такую черту непростого характера Фиша, как получение удовольствия от физической боли.

Теперь о минусах “Человека в сером”. Они, увы, есть. Во-первых, картине явно не хватило хронометража, чтобы очертить истинные масштабы “деятельности” Фиша (газетные вырезки в его комнате не в счёт). Концентрация на одной девочке сделана в угоду динамике и самим поискам детектива Кинга. Во-вторых, мы знаем, что вытворял этот человек. Подробностей не показано. Я не жесток, но таким был этот серийный убийца. А тут он толком ничего не делает. Точнее, это остаётся за кадром. Проблемы точности сопоставления реального исторического лица с киноадаптацией. Либо надо было просто назвать главного героя как-то по-другому. Ну и с точки зрения работы детективов. Складывается ощущение, что кроме Кинга и капитана Эйерса там никто не работает в офисе детективов. Либо так всё печально у них было, либо построение мизансцены банально не продумано.

Несмотря на некоторые недостатки, данная трактовка истории Альберта Фиша имеет право на существование и заслуживает быть в этом списке.

23. Монстр (2003)

– Мне кажется, у меня никогда не было выбора.

– Так и есть. Но ты должна жить.

 

“Монстр” – дебют Пэтти Дженкинс в качестве режиссёра полнометражной картины. И такое “боевое крещение” ей удалось. По крайней мере, самая известная попытка рассказать историю Эйлин Уорнос громко бабахнуло в киномире.

Однако, фильм спорен. Пэтти Дженкинс в работе по своему же сценарию концентрирует внимание на взлётах и падениях отношений Эйлин и Селби (в реальности – Тайрии Мур, которая не была такой симпатичной, как Кристина Риччи). Почему спорен? Такое ощущение, что мы смотрим не фильм о серийном убийце, а просто драму о человеческих взаимоотношениях. А взятие чужой жизни – так, сбоку-припёку.

Подобной структурой картины с акцентом на определённых вещах Пэтти Дженкинс, складывается ощущение, встаёт на сторону Эйлин, словно оправдывая её. Права она в этом или нет, не нам решать. Хотя создатели фильма заявляли об обратном, что они не хотели направлять чувства зрителей по определённому пути… Тем не менее, видно, на чьей стороне режиссёр. Манифест, который произносит Эйлин на 77 минуте – тому яркое подтверждение.

С самого начала фильма довольно чётко коротко очертили юность Эйлин, которая уже  с довольно ранних лет стала заниматься проституцией. Плюс кое-какая информация об отце и его друге. В совокупности это даёт нам с точки зрения рассказчика одну из причин, по которые жизнь Эйлин закончилась смертной казнью. И плохо, и хорошо, но картина стала бенефисом Шарлиз Терон. Фильм вызывает любопытство с точки зрения психологии её персонажа.  Эйлин, несмотря на все трудности, непонятно почему (ну то есть причина тому – Селби) чаще всего с оптимизмом смотрит вперёд. И Шарлиз Терон прекрасно сыграла смену настроений у Эйлин. То она полна надежд на счастливое будущее, то срывается после неудачных переговоров насчёт работы. Это интересно.

Однако, за вычетом всей мелодраматичности отношений Эйлин и Селби, в фильме определённо удались несколько сильных сцен. Одна из них – это второе убийство. Пэтти Дженкинс с помощью нарастающей музыки великолепно передала рост внутренней злобы, выход монстра наружу, если угодно. Ещё одна пугающая, но великолепно поставленная сцена – это убийство Эйлин пожилого мужчины. Как она не хочет его убивать, ведь он просто хотел ей помочь, но другого выхода она не видит. И тут как бы уместно пожурить её, но вместо этого следует сцена расставания Эйлин и Селби под красивую музыку. Странное решение.

В оскароносной (по крайней мере, для Терон) картине выносится ряд причин, по которым Эйлин стала серийной убийцей. В чём-то они не совпадают с её собственными словами. И плюс кругом её не повезло с родственниками (конкретно так), так что мнение у неё о жизни сложилось вряд ли слишком благоприятное, о мужчинах в частности. На этом особого акцента не сделано в картине, лишь пара слов об отце и его друге.

Поэтому также рекомендую к просмотру документальные фильмы британца Ника Брумфилда “Aileen Wuornos: The Selling of a Serial Killer” и “Aileen: Life and Death of a Serial Killer”. Там вы можете увидеть кулуары, шумиху вокруг этого нашумевшего дела, видеозаписи, интервью с самой Эйлин Уорнос. узнать много нового о ней и её родственниках. Отдельное внимание уделено первой жертве – Ричарде Мэллори, как возможному катализатору дальнейших убийств. Документальный фильм представляет собой полноценное расследование Брумфилда, бравшего интервью у Эйлин Уорнос. У вас будет намного более полное представление об этой противоречивой даме.

В заключении о природе поступков госпожи Уорнос отмечу, что мудрее всего высказалась по этому поводу Шарлиз Терон. Зритель может понять, почему Эйлин сделала то, что сделала. Но мы не должны от этого её оправдывать.

22. Пустоши (1973)

“Пустоши” – отличный вариант для полнометражного дебюта. Терренс Малик прекрасно воплотил на экране нашумевшую историю Чарли Старкуезера и Кэрил Фьюгейт, убившие чуть больше десяти человек в 1958 году. Мартин Шин и Сисси Спейсек прекрасно подошли на свои роли. Первый отлично сыграл партию лихого крутого парня, которому всё нипочём, в том числе и убийство. А Спейсек замечательно подошла в качестве дополняющей Кита, доверчивой и неопытной Холли.

У этой картины занятная вступительная часть. Свой кровавый путь главный герой начинает с убийства отца своей “принцессы”. Примечательно, что Холли не особо и печалится от смерти папы и уходит с его же палачом. Желание свободы, пьянящее чувство вседозволенности. Это круче семейной привязанности, так выходит? А тут ещё и отец против их любви. Ну как тут не закрыть глаза на разные мелочи. Для главного героя Малик выбрал очень подходящее имя Кит (созвучно со словом kid, то есть ребёнок). По сути, они ведут себя как дети, только со стволом в руках. Не зря сам режиссёр часто сравнивал состояние Кита и Молли с попаданием ребёнка в сказку. Ну и ещё один повод вспомнит об опасности такого вольготного законодательства США по отношению к оружию. Вот такой я зануда.

Уделив такое пристальное внимание имитации Небраски, режиссёр как будто намекает, что подобные места, где Кит и Холли прозябали, но не жили, спокойно могли породить лихих убийц. Удущающая, пустынная, ложно чарующая тишина таких мест, тонущая во времени. Запомните этот образ. Он потом будет часто пронизывать произведения Малика. Конечно, ему в этой картине вряд ли удалась середина. Потихоньку путешествие этой парочки начинает надоедать однообразием. Однако всё компенсировала великолепная развязка. Вспомните моменты погони полиции за Китом. В зеркало он смотрит не для того, чтобы посмотреть, где копы. Он проверяет причёску. Гениальный кадр, ярко отображающий образ мышления того поколения молодёжи. Кит прославился на всю страну и умер молодым, раздавая презенты полицейским и на ходу отвечая на вопросы вроде любимого музыканта. Что тут скажешь. Образ Джеймса Дина вскружил голову многим. Чарли Старкуезер не был первым, и последним тоже вряд ли стал.

21. Генри: Портрет серийного убийцы (1986)

Здесь всегда всё одно и то же. Но каждый раз по-новому. Либо ты, либо они

Работа Джона МакНотона в некотором смысле уникальна, безумно атмосфера. Занятная вещь, но крови и тому подобных, знакомых всем составляющих фильмов про серийных убийц в данной картине почти нет. Однако мы имеем очень точный, жутковатый саундтрек, который в перемешку со звуками убийств, криками жертв в целом даёт великолепный эффект.  Любопытный монтаж Елены Маганини, соединяющий кадры со спокойным Генри Лукасом с ужасного вида его жертвами

Конечно, с точки зрения причин, повлиявших на становление Генри Ли Лукаса – здесь всё довольно стандартно. Семья и окружение. И огорчу любителей дотошных совпадений с реальностью. Внешне Майкл Рукер, Том Таулз и Трейси Арнольд не являются близнецами своих прототипов ни разу, да и некоторые моменты их биографий переделаны или опущены. Например, о значительно повлиявшей на Лукаса матери нет такого уж большого акцента. Также вы не увидите в фильме и развязку жизни Генри (арест и всё остальное). Тем не менее, история, охватывающая определённый отрезок жизни знаменитого серийного убийцы (насколько с этим набрехал Лукас – дело другое), в первую очередь берёт игрой актёров. Особенно впечатляет эта странная парочка Рукер – Таулз. Забавно и страшно, как они совмещают разговоры об убийствах с бытовыми темами. Или снимают на камеру то свои танцы с сестрой Отиса Бекки, то свои или чужие убийства под разговоры о латинском языке и поедание бутербродов. В этой картине мы видим, что злые деяния Генри и Отиса являются для них такой же частью жизни, как и поход в магазин за телевизором, вечеринка дома или спор о том, кто виноват в сломанной технике. И зритель наблюдает за всем процессом в очень интересной атмосфере. Здесь стоит отметить Чарли Либермана, который снял фильм так, слово мы смотрим какую-то “документалку”, при том смонтированную самими участниками событий.

20. Пила: игра на выживание (2004)

Красивая философия Джона Крамера вместе с его интересными приспособлениями давно заняла умы поклонников фильмов ужасов. Уже почти полтора десятка лет выходит серия про Пилу, но эффектом бомбы в кино так и остался оригинальный фильм 2004 года.

Действительно, там есть чем заставить зрителя задержаться на этой картине подольше. Если сам моральный порыв мистера Крамера благороден (ценить жизнь и всё такое), то способы реализации этого постулата весьма сомнительны. Как и те ситуации, в которые попадают его “подопечные”. Хотя наблюдать за попытками персонажей вроде Адама решить свои проблемы довольно интересно, ведь их решения явно такие, что стопроцентно идеальными для всех они не будут. Но вот загадка, которой окутана сама личность “злого гения” – вот эта составляющая точно идёт в плюс создателям “Пилы”. Джеймс Ван хорошо соединил попытку разгадать личину “Конструктора” с моментами жёстких сцен (их, я думаю, можно было чуть-чуть и поменьше сделать). Поэтому если вас отвратит одно, то другое понравится. Но продолжения подпортили своеобразное очарование данной картины. Если это слово тут применимо.

19. Риллингтон Плейс, дом 10 (1970)

Нашумевшая в Великобритании история убившего 8 человек Джона Кристи нашла воплощение в фильме Ричарда Флайшера “Риллингтон Плейс, дом 10”, основанном на книге журналиста Людовика Кеннеди. Здесь картина концентрирует наше внимание на определённом периоде жизни Джона Кристи, связанном, в основном, с периодом квартирования в его доме четы Эвансов.

В фильме почти отсутствует динамика, поэтому порой он кажется чересчур затянутым. Однако, это компенсирует актёрская игра Ричарда Аттенборо, прекрасно отобразившего разные грани эмоций знаменитого на Туманном Альбионе серийного убийцы. Творение Флайшера неоднозначно в том плане, что создатели картины не рассуждают о причинах, почему Джон Кристи стал таким. Последствия войны, что-то связанное с семьёй или нечто иное? Это оставляют на суд зрителей. Разумный ход или нет, сами решайте. В конце концов, интернет всегда под рукой.

Но если что, то вот спойлеры. Не особо хорошие родители и его дед, плюс, в определённом смысле, половое бессилие с дамами, кое-какие моменты, связанные с Первой мировой войной. Однако главная причина – всё же вторая. Как говорил один русский серийный убийца-некрофил, «а что мне делать, если у меня только с трупами получается?». Но об этом в картине не упоминается, лишь кое-что подразумевается, отчего образ Кристи кажется весьма скудным. Мы о нём мало что знаем и судим лишь по игре Ричарда Аттенборо, окружающей обстановке и крупицам информации от Джона (совсем не факт, что всегда настоящей). Интересно, как Кристи строит из себя специалиста по медицине и т.д., умело находя нужный повод для «рандеву» с жертвой. А не шибко грамотная семья Эвансов – подходящие кандидаты.

Если в плане сценария всё достаточно бедно, то дуэт Аттенборо-Хёрт интригует. Они великолепно показали, как Джон Кристи манипулирует Тимом после убийства первым его жены, желанием квартиранта, с одной стороны, поступить по совести, с другой – спасти свою жизнь. К слову, герой Джона Хёрта здесь не предстаёт невинной жертвой. Когда приходит время, он не раскаивается перед родственниками, а стремится, в первую очередь, обелить себя. Пусть Тим потом и приходит с повинной в убийстве жены, которое он не совершал. Но уже со своей версией. Хёрт и тут хорошо постарался, очень органично передав отчаяние, изменения в психике своего персонажа.

У фильма есть свои недостатки. К ним можно, например, отнести отсутствие особого интереса и сострадания к семье Эвансов. Мы не отождествляем себя с ними, и уж тем более с Джоном Кристи. Тем не менее, “Риллингтон Плейс, дом 10” служит отличным примером, как легко человек может быть наказан судом за поступки другого человека. В этом плане сам процесс над мистером Эвансом весьма показателен и представляет интерес для зрителя. Кроме того, этот фильм подымает сложный вопрос. Где граница поступка, за который человек заслуживает смертного приговора?

18. Воспоминания об убийстве (2003)

Нашумевшая в Южной Корее история “Хвасонского серийного убийцы” нашла умелые руки режиссёра Пон Джун-хо. Его фильм 2003 года отличает умеренное повествование, передающее ощущение рутинности работы по поиску преступника. Без внезапных озарений, которых с вожделением ожидает во многом карикатурный детектив Пак Ту-ман, и почти без зрелищных погонь. Можно отметить хорошую актёрскую игру. Особенно это касается Сон Кан-хо (главный герой) и Пак Но-щика, исполнившего роль Кванг-хо. Не забудем про потрясающее звуковое сопровождение. Тихое пшеничное поле, вороны словно предвестники беды, дождь, песня, провоцирующая по мнению детективов убийцу, просто красивая, трогательная, точная музыка, венчающая ключевую сцену и т.д. Всё это добавляет картине особых красок.

Фильм отличает отсутствие “хороших парней” в чистом виде, образ мерзкого, скучного города и реальность, квазидокументальность происходящего. Прекрасно отображено, как ловят кучу подозреваемых. И плевать – совершил он злодеяния или нет. А любые малейшие погрешности в образе человека без труда позволяют довести его под нужное дело. Такое бывало во многих странах. Полицейские здесь не волшебники, не гении дедукции, а обычные люди со своими недостатками и достаточно ограниченными возможностями, пусть и с реальным желанием поймать убийц. Это подтверждает отличная сцена, как два взвода полицейских ищут пропавшую девушку, а парочка детективов в это время сидит у дороги и играет, болтает о том, о сём. Для некоторых это всего лишь работа или просто они не верят в успех.

Порой может показаться, что всё немного затянуто, с учётом общей динамики довольно трудно спокойно смотреть фильм. Ну и к минусу (если это действительно недостаток) можно отнести в целом довольно непривычную для такой темы “разбитую” структуру картины. Но Южная Корея упорно держит свой уровень, высокий и очень своеобразный.

17. Американский психопат (2000)

Презанятная сатира на американские ценности – вот что представляет собой фильм Мэри Хэррон по одноименной книге. По сути, здесь идёт взрыв ярости о том же самом, о чём говорили в “Бойцовском клубе”. Восстание против политики потребления, у людей нет души, а только этикетки, марки модного “шмотья” и т.д. В этой нашумевшей картине прекрасно проработаны детали – герои путают имена друг друга, нам совершенно не видно, когда они работают, не слушают даже самые сокровенные тайны собеседника. Даже сам главный герой Патрик Бэйтман (отличная работа Кристиана Бэйла, какая ирония с фамилией, с учётом трилогии Бэтмена) и то имеет определённый набор масок. И образ маньяка – один из них. Фильм цепляет тем, что мистер Бэйтман хотя бы в своей фантазии срывает недовольство бездушной культурой потребления в виде убийств. По мере развития действия мы можем и погадать, происходит ли этот кровавый ужас на самом деле, и имеем время на размышления, как изменить данную ситуацию? И можем ли мы вообще каким-либо образом повлиять на это? В финальной сцене создатели картины высказывают своё мнение по данному поводу. Зрителю остаётся согласиться или не согласиться с их позицией.

16. Кто вы, мистер Брукс? (2007)

Кто бы знал, что Кевин Костнер может быть таким убедительным в роли серийного убийцы?  Вместе с Уильямом Хёртом он составил шикарный дуэт двух сторон личности Эрла Брукса. Прекрасная идея воплотить его историю в виду диалогов между ними, которые слышат только они. Буквально на наших глазах происходит борьба бизнесмена со своими демонами, и наблюдать за этим почти театральным в хорошем смысле представлением безумно увлекательно. Сценарий Брюса Эванса и Рэйнолда Гидеона очень сбалансирован между самой личностью Эрла Брукса и его семьёй, интересным случаем с мистером Смитом и попытками поймать героя Кевина Констера детективом Этвуд. Придраться можно разве что к линии с дочерью, это уже перебор. Но это ерунда на фоне в целом прекрасной работы Брюса Эванса.

15. Дом, который построил Джек (2018)

Если бы в свое время я не выбрал киношколу и карьеру режиссера, возможно, я стал бы Джеком.

И почему мы охотно верим Ларсу фон Триеру в его словах? Этот провокационный во всех смыслах режиссёр должен был рано или поздно добраться до фильма с серийным убийцей в эпицентре событий.

С Мэттом Диллоном идеальное попадание, в чьих глазах всегда была заметна нотка безумия. Он шикарно изобразил нестандартного, методичного, зацикленного на чистоте и негативах плёнки серийного убийцу, занимающегося порой рефлексией, сыплющего рассуждениями о религии, высшей цели человека и его природе, искусстве и архитектуре. В этом плане большой интерес представляет первая половина фильма. Там вы найдёте любопытные размышления об убийстве и искусстве, хоть и весьма не бесспорные, тут уж кому как. «Ягнёнок удостоился чести обрести бессмертие в искусстве, а искусство божественно». Что-то такое. Интересно наблюдать за Джеком, как он развивается в умении врать, придумывать на ходу отговорки и поводы, чтобы довести своё «творение» до идеала, по сути дела, порой действуя очень неумело. Он ведь, в конце концов, инженер по образованию, а не серийный убийца.

Естественно, некоторые вещи доведены до такого уровня абсурда, что просто уже начинаешь смеяться от ситуации (как в случае со второй жертвой или табличками, на которых Джек демонстрирует свои характерные черты вроде «нарциссизма»). Прекрасное решение с выбором на роль первой жертвы Умы Турман. Характер её персонажа настолько раздражающе гиперболизирован, что развязка ни в коей мере не удивляет. Кто бы сумел сдержаться на месте Джека? И в этом весь Триер.

Музыкальное сопровождение картины вариативно (однако им не злоупотребляют, что замечательно) ровно настолько, насколько различаются и сами «инциденты». Мы блуждаем по виртуальной энциклопедии деятельности Джека, работающего в том же стиле, что и косари на лугу, которых он вспоминает в беседе с загадочным Вёрджем. Его своим бархатистым, звонким голосом одарил Бруно Ганц (великолепный выбор, с учётом того, какие образы этот немецкий актёр успел воплотить). Одна из самых характерных для меня сцен, помимо потрясающе символичной развязки – это эпизод с убийством настоящей любви «Мистера Изощрённость». Она зовёт неустанно на помощь изо всех сил. И никто не приходит её спасти. Даже когда сам Джек помогает ей с криком на всю улицу. Который позже сливается со звуком ветра. В этом мире никто тебя не спасёт, а любовь убивает. Это имел в виду датский режиссёр? Зная его характер, очень может быть, что так.

Даже если вы устанете от фильма или вас возмутят некоторые сцены, всё равно. Здесь есть над чем подумать, одновременно серьёзно и несерьёзно. Ведь, по сути, этот фильм является тостом за упокой души настоящих творцов истинного искусства и одой его силе. Вроде упоминаемого в диалоге Джека и Вёрджа Гёте или показываемых работ художников типа Рембрандта и Гогена. Ну и между делом режиссёр намекает толсто о плачевной ситуации с современными апологетами творчества. Триер имеет право так считать. Также как мы можем думать, что это просто фильм про ненормального маньяка, а весь садизм просто прикрыт высокими материями об искусстве. Но будем верить в лучшее в Триере, который устами Джека напоминает нам, что истинной цели человек достигает лишь после смерти. Всё может быть.

14. Не оставляющий следа (2008)

Фильмы про маньяков и серийных убийц могут зацепить зрителя по разным причинам. В случае с “Не оставляющим следа” замечательного режиссёра Грегори Хоблита речь идёт о двух моментах. Первый связан с не так часто используемой в контексте “маньяков” области компьютерных преступлений. Здесь это очень изящно соединено в поиск персонажем прекрасной красивейшей актрисы Дайан Лэйн “серийника”. С точки зрения попыток найди убийцу тут всё достаточно стандартно – в мерё напряжённо, неплохая раскрутка истории с предсказуемым финалом. Однако причина, по которым маньяк делает то, что делает – это, действительно, очень актуально, интересно и нестандартно. Ну и любителей механики заинтересуют его занятные устройства.

Главное достижение не в этом. Лейтмотивом фильма становится отражение психологии общества вообще и человека как такового. Посетители его адского канала, через который он транслирует свои убийства, знают условия игры, но ничего не могут с собой поделать и, фактически, становятся соучастниками преступлений. Это шикарная идея, которая ярко демонстрирует отрицательные черти природы человека. К слову, для роли убийцы прекрасно подобран актёр. Он очень точно всё сыграл, отличное попадание. Фильм Хоблита – редчайший случай, когда поднаготная картины, окружающая историю поимки серийного убийцы подоплёка намного круче и сильнее самих попыток найти его. За это и ценим.

13. Маньяк (2012)

Трудовые будни серийного убийцы, показанные от его имени. Именно так можно было бы охарактеризовать ремейк классического фильма ужасов от Уильяма Лустига “Маньяк”. Это своеобразное творение, определённо, удалось Франку Халфуну. Оригинальной картине 1980 есть чем запомниться (мягко говоря), и концепция в целом взята именно оттуда. Но работа Лустига цепляет намного сильнее. Не будем сейчас сравнивать две работы, а сконцентрируемся на бенефисе Элайджи Вуда. Желающие сравнить оригинал и ремейк могут написать своё мнение в комментариях.

Итак, в первую очередь фильм шестилетней давности связан с отличной операторской работой оператора Максима Александера и гениальным саундтреком Робина Кудера. Великолепное решение с показом от первого лица, лицо Элайджи Вуда большую часть фильма лишь периодически мелькает в зеркале. И актёр блистательно передал всю эту неприятную гамму эмоций, исходящих от Фрэнка. Эти три момента уже делают картину чем-то из ряда вон среди фильмов про серийных убийц. Да, главный герой – это, как говорится, полный мрак. Он ураганом пронёсся сквозь множество судеб, загубив многие из них. Но в целом фильм обладает уникальным нарративом, где есть, чем заинтересовать.

Это точно не сам образ серийного убийцы, чей психологический портрет довольно банален для такой тематики фильмов. Определённые проблемы и влияние семьи, какие-то внутренние тараканы и съехавшие шестерёнки, сублимирующие неудачи в отношениях Фрэнка в “охоту” и т.д. Но таков уж внутренний мир этих любителей убивать. Однако все остальные составляющие, которые окаймляют этот фильм – там “полный фарш”, как говорит мой знакомый. В глаза бросается, в первую очередь, тема манекенов, сближающих двух в чём-то разных, но в чём-то и схожих личностей. Я про Фрэнка и Анну. Это сопоставление людей с куклами имеет, в том числе, очевидный философский, в чём-то грустный, подтекст. Как не смотри, но печально видеть, когда человеку комфортнее “общаться” с манекенами, чем с реальными людьми. Ну и взгляд на эту проблему глазами серийного убийцы – это стоит вашего времени. Впечатляет также борьба Фрэнка со своими демонами, противостояние им в попытках удержать себя от убийства Анны и разочарование в своей избраннице. Эти сцены впечатляют, очень точная игра актёров, а также создание необходимой мизансцены. Очень символична концовка фильма, где вместо лица Фрэнка мы видим манекена. Есть о чём подумать, помимо того, нужно ли столько жестокости в картине. Прекрасная работа Франка Халфуна. Если это слова применимо к нашей теме.

12. Зодиак (2007)

Случай со знаменитым “Зодиаком” (или тем же Джеком-потрошителем, о котором пойдёт речь позже) лишний раз доказывает, что не количество жертв делает серийного убийцу известным. И Дэвид Финчер со своей скрупулёзностью подошёл как нельзя лучше для экранизации этой запутанной, незаконченной истории. Он, конечно, проделал потрясающую подготовку перед съёмками. Фильм, правда, очень долгий и тягучий. Это существенные особенности, влияющие на общее восприятие картины. Это единственные минусы работы Финчера. В остальном, мы видим прекрасный детективный триллер, где без типичной торопливости и псевдо напряженных моментов раскручивается интереснейшая история. На примере истории Зодиака зритель понимает, что не всегда всё магическим образом решается после составления психологического портрета и поиска улик. Сплошные взлёты и падения, и второго больше. Нетривиальная история с потрясающим актёрским составом и очень размеренной подачей. Влияние “Воспоминаний об убийстве” весьма ощутимо. И это хорошо.

11. Красный дракон (2002)

От мысли быть богом не откажешься

К “Красному дракону” можно придраться, разве что в том, что после “Молчания ягнят” любое продолжение или приквел выглядит несколько вторично. В этом тезисе своё разумное зерно есть. Но на данном моменте у фильма Бретта Ратнера недостатки, в принципе, заканчиваются. Ну и у любителей попридираться к нестыковкам по сравнению с книгами были претензии к щадящему исходу для Уилла Грэма. В остальном, Ратнер, Тед Телли, Данте Спинотти и Дэнни Элфман и Кристи Зиа (художник-постановщик) проделали грандиозную работу, чтобы не посрамить оригинал (про “Ганнибала” 2001 года говорить не будем, там совсем иное кино) и вновь окунуть нас в атмосферу поисков серийного убийцы и помощи Ганнибала Лектера в этом процессе. Здесь, в первую очередь стоить отметить пару Рэйф Файнс – Эмили Уотсон, от игры которых очень многое зависело. И они справились, превосходно сыграв эту странную пару. В их отношении не до конца ясно, кого больше жаль – Ребу МакКлейн или мистера Долархайда, которого поведение “жёсткой” бабушки и любовь к этой картине Уильяма Блэйка привела на путь серийного убийцы. Мы можем (да и не должны) принимать догматы Долархайда, но игра Файнса в хорошем смысле внушает ужас и трепет. Он составляет достойнейшую конкуренцию Энтони Хопкинсу. У того здесь, к сожалению, роль сводится в основном к философии в диалогах с детективом Грэмом (проходная роль Эдварда Нортона). Она, безусловно, вызывает интерес. Но и противостояние “Зубной феи” с ФБР отлично поставлено, в котором свою роль сыграл герой гениального Филиппа Сеймура Хоффмана. Блестящее попадание в роль журналиста Лаундса. Фильму, определённо, помешала вышеупомянутая вторичность. Тем не менее, нельзя не отметить очень высокое качество постановки, интересных персонажей, воплощённых прекрасными актёрами, отменное операторскую работу и шикарное музыкальное сопровождение.

10. Власть страха (1999)

Мастер остросюжетных фильмов Филипп Нойс одну из своих лучших картин представил на пороге 21 века. Австралийский кудесник в лице “Собирателя костей” сделал очень ровную, качественную работу, вобравшую в себя щепотку того, чуточку этого из разных уголков мира про серийных убийц и криминала в целом. Основной успех связан со слаженным дуэтом Дензел Вашингтон – Анджелина Джоли. Первый прекрасно воплотил на экране неподвижного телом, но могучего разумом детектива Линкольна Райма. По сути, всю гамму эмоций американский актёр передавал глазами. Это не может не восхищать. Через его линию Нойс прекрасно воплотил на экране концепцию Шерлока Холмса, что преступление можно раскрыть, не выходя из комнаты своего жилища. Ну и Джоли смотрелась неплохо, хотя иногда ей не совсем веришь, особенно в драматических сценах по поводу отца её героини.

Но такие моменты компенсирует очень напряжённая, увлекательная линия с главным злодеем. Ограничение времени на решение загадки – такой способ отлично повышает динамику истории. И развязка такая, что даже когда вы знаете имя серийного убийцы, всё равно каждый раз с интересом досматриваете картину. За исключением самого факта ограниченных возможностей главного “охотника за разумом”, в “Собирателе костей” (официальное русское название вообще не к месту, опустим его) нет чего-то уникального. Но всё сделано очень качественно, “всеобъемлюще”, именно так, чтобы зрителю было интересно смотреть. Кроме того, картина Нойса является наглядным примером, как легко можно стать жертвой. Так что будьте бдительны. Лишняя осторожность никогда не повредит.

9. Дуэль (1971)

На заре своей режиссёрской карьеры Стивен Спилберг за минимум времени и ресурсов снял один из самых своих напряжённых фильмов. Его “Дуэль” по рассказу Ричарда Мэтисона очень даже могла не выйти. Ведь что тут может быть интересного о рядовой поездке коммивояжера на своём легковом автомобиле? Однако игра в шахматы главного героя Дэвида Манна с любителем с помощью своего грузовика убивать других водителей получилась воистину великолепным зрелищем. У этой работы великого мастера очень правильный, чёткий ритм. Сердце зрителя бьётся в унисон с сердцем Дэвида. У нас то учащается пульс, когда грузовик вот-вот должен настичь свою очередную жертву, то появляется время на передышку. В этот момент мистеру Манну удаётся на некоторое время уйти от преследователя. Успех фильма связан, в том числе, с игрой Денниса Уивера, от которого очень многое зависело. Во многом, мы наблюдаем за происходящим его глазами. В отношении его семьи хочется вставить ремарку. Заметьте, что уже с ранних работ великого творца мы наблюдаем 2 хрестоматийных образа (по отношению друг к другу) – решающая вопросы в семье, идеальная супруга и подчиняющийся ей муж. Вспомните телефонный разговор в начале фильма. Влияние характеров и прошлого собственной семьи, всё-таки, оказало колоссальное влияние на Стивена.

Но вернёмся к “Дуэли”. Один из сильных ходов Спилберга – это решение не показывать водителя. Для Манна и зрителя угрозу олицетворяет именно этот могучий грузовик, словно десница судьбы, следующий по пятам за коммивояжером. Глубины образу убийцы придаёт то, что в то же время водитель грузовика не убивает кого попало. У него есть принципы, пусть и странные. Ведь он, например, помогает школьному автобусу. Но если уж выбрал жертву, только держись.

Ещё одна мудрая идея – изоляция героя Денниса Уивера. Ему никто в этой смертельной гонке в итоге не помогает, где бы он ни искал подмоги. На то она и дуэль. Плюс или минус картины, но заметен “хичкоковский” саундтрек (влияние или подражание “Психо” очень заметно). Но можете смело не стесняться аплодировать Спилбергу. Представьте себе – выжать напряжение на все полтора часа из фильма, который представляет собой все 90 минут, на первый взгляд, просто поездку одного вида транспорта за другим. Однако детали, вроде номерных знаков жертв на грузовике или молчаливого напряжения, сделали “Дуэль” чем-то уникальным, минимум, в карьере Стивена Спилберга.

8. Охотники за разумом (2004)

Это замечательно, когда создатели фильмов идут не по шаблону. Особенно когда дело касается такой животрепещущей темы, как поиск серийного убийцы. Чаще-всего мы имеем дело с одним специалистом, который вместе со своей командой пытается в фильме найти нужного человека. В случае с “Охотниками за разумом” мы имеем дело с группой будущих психологов-криминалистов, которые также, как и зритель, воспитаны на историях про известных серийных убийц вроде Теда Банди.

И здесь создатели картины делают потрясающую вещь. С одной стороны, они напоминают о различных составляющих работы психолога-криминалиста. С другой стороны, в фильме обыгрывается тема самомнения, привычек, различий, преимуществ и недостатков таких специалистов. Цена их ошибки огромна. Отличная идея перенести всё действие на остров. Оно концентрируется даже, скорее, на одном здании. Это, наравне с некоторыми деталями сюжета, усиливает “клаустрафобный” эффект. Кстати о сюжете. Он здесь отличный. Тут вам и интересные устройства, и наблюдение за взаимодействием разных по характеру персонажей. Самое главное, Ренни Харлин со своей командой оставляют для зрителя хлебные крошки, по которым мы можем вычислить убийцу. Это отождествляет нас с главными героями и делает процесс ознакомления (а потом и пересмотра) с “Охотниками за разумом” ещё интересней. Абсолютно нетривиальная работа. Неудивительно, что фильм провалился в прокате.

7. Семь психопатов (2012)

Сатира Мартина МакДона “Семь психопатов” в этом списке выглядит белой вороной. Или нет? Блистательный актёрский оркестр под управлением чудесного британского дирижёра подарил уникальное творение.  Казалось бы, что этому фильму тут делать? Ведь там, по сути, во многом тема серийных убийц (коих тут достаточно) высмеивается. Особенно благодаря чудесным персонажам кудесников Сэма Рокуэлла и Вуди Харрельсона. Однако, линии других персонажей, вроде Захарии Ригби, квакера или вьетнамского священника, напротив, хотя жестоки, ужасны, но в чём-то очень поэтичны, красивы и с правильным посылом. Самое удивительное, как Мартину МакДона органично удалось соединить несколько разных сюжетных составляющих. И за каждой безумно интересно наблюдать. Любопытное решение связано с главным персонажем, сценаристом Марти. Он хоть и оказывается зачастую в центре внимания, но играет, фактически, опосредованную роль. Ключом остаются истории главных психопатов. Великолепное кино, где каждый найдёт что-то по себе.

6. Джек-потрошитель (1988)

Один из самых культовых серийных убийц, несмотря на небольшое количество жертв. Пиар-служба у него была что надо. Терроризировавший лондонский Ист-Энд в конце 19 века, “Убийца из Уайтчепела” получил десятки экранизаций своих похождений, множество упоминаний в сериалах и т.д. Вы и сами знаете. Так же как и то, что в 21 веке уже пару раз заявляли, что наконец-то определили личность Джека-потрошителя. Наверное, это одна из главных причин его известности – кто же это такой, который пропал также внезапно, как и появился? Даже американского серийного убийцу Генри Холмса приплели к этому.

Пожалуй, самая интересная работа на эту популярную тему – телевизионный фильм 1988 года с Майклом Кейном в главной роли. Трёхчасовая картина Дэвида Уикса представляет собой одну из самых всеобъемлющих работ. Это не просто очередная фантазия на тему “Как я провёл лето”, а результат анализа множества отчётов и интервью. Разумеется, там есть место выдумкам, хотя бы ради того, чтобы связать воедино пробелы в старой истории. Тем не менее, нельзя не отметить блистательность постановки. В этот фильм очень удачно вошла сюжетная линия с Джекиллом и Хайдом, которых гениально сыграл Арманд Ассанте. Но там речь всего лишь идёт о театральной постановке в рамках истории, не подумайте ничего такого. Основная канва фильма остаётся верна поискам инспектором Аберлайном Джека-потрошителя.  И здесь скрыт главный успех картины. Мы следуем за героем шикарного артиста Майкла Кейна по пятам, пытаемся не отстать в этой гонкой за смертью, да. Но она развивается неторопливо, с подробным раскрытием этого лондонского мира конца 19 века. Мы успеваем погрузиться в него, почувствовать себя своими среди местных жителей. Разные версии, разные улики и подозреваемые. Не зря фильм акцентирует внимание на том, что он основан на реальных событиях. Ведь вполне возможно, версия, которая легла в основу ленты Дэвида Уикса, правдива. Тогда логично, что всё вот так и завершилось.

Однако, может быть было всё по-другому. Иначе бы мы не увидели кучу интерпретаций, в  том числе в виде документальных фильмов. Например, в 2006 году Discovery выпустили занятную ленту “Джек Потрошитель: Первый серийный убийца”. Помимо самих попыток разобраться в этом деле (сравнение почерков, внешний портрет убийцы, анализ списков жителей районов и т.д.) исследователи в этом деле приводят интересный тезис. Скорее всего, полицию его задержала тогда, допросила, но просто не поняла, что это и есть Джек-потрошитель. Ведь в реальности на доблестных представителей закона не находит озарение при виде “того самого” человека. Это лишь в кино.

5. Идентификация (2003)

Очень жаль, что Джеймс Мэнголд в последние годы сосредоточился только вокруг мира Людей Икс. Ведь до этого он великолепно снимал совершенно разные фильмы (ну кроме спорного “Рыцаря дня”). Одна из наиболее интересных его работ – “Идентификация”. Этот фильм уникален тем, что даже когда знаешь все сюжетные ходы и “расклады”, всё равно безумно интересно смотреть. Всю картину зрителей сопровождает мрачная атмосфера, где даже погода против главных героев. Это позволяет быстро вытащить нас из зоны комфорта. Ведь нам в любом случае более приятно, чем персонажам этой ленты, где хватает убийц, странных личностей и смертей. Великолепно в фильме Мэнголда обыграна тема принципа домино. Автор сценария Майкл Куни прекрасно выстроил схему собирания всех персонажей в одном месте. Такое бывает не всегда. При этом сцены так чередуются, что может сложиться впечатление: “а не ждут ли герои Альфреда Молины, Кармена Ардженциано кого-то из персонажей, застрявших в том злополучном отеле?”. Зритель получает ответ на этот вопрос, только не такой, которого он ожидает. В том числе и по интригующей личности Малькольма Риверса. Но благодаря такой схеме выстраивания композиции мы боимся пропустить хотя бы одну сцену и с опаской ожидаем возможной развязки. Конечно, какие-то схожие черты прослеживаются с другими фильмами или книгами (например, большой привет делается произведению  “10 негритят”). Тем не менее, в этом случае получилась такая уникальная смесь, что можно простить любые заимствования или какие-либо недочёты.

4. Психо (1960)

Трудно оценивать настолько повлиявший на кинематограф фильм. Знаменитый шедевр Альфреда Хичкока уже столько раз обмусолили по косточкам, что добавить что-то новое категорически невозможно. Вы читали оригинальный роман Роберта Блоха, основанный на знаменитой истории Эда Гейна (за счёт этого господина так или иначе появилась добрая половина лент про серийных убийц, не иначе)? Книга так не впечатляет, как фильм ужасов британского маэстро. Хотя, конечно, сегодня откормленному десятками кровавых хорроров зрителю трудно доказать, что такая эстетская, культурная старая лента тоже считается фильмом ужасов. Но это так.

Каждый любит, а может и не любит “Психо” за что-то. Однако, как минимум, мы должны уважать работу Хичкока за потрясающий монтаж, великолепный “рай” струнных инструментов от композитора Херрманна, интереснейшую историю Нормана Бэйтса (отдельно жмём руку Энтони Перкинса), любопытную психологическую подоплёку, близко связывающую сына с матерью, неслучайно в фильме всё время образ птицы мелькает. Все помнят гениально снятую сцену в душе с убийством Мэрион, или конец жизни детектива Арбогаста. До сих пор этим моментом справедливо восхищаются, так же как и быстрым убийством главной героини. Притчей во языцех стала развязка со встречей сестры Мэрион Крэйн с мамой Нормана Бэйтса. В этом фильме, действительно, есть что вспомнить и чему поучиться даже через почти 60 лет после выхода картины. Потрясающее зрелище, без которого мир кинематографа был бы значительно беднее.

3. Телефонная будка (2002)

Мотивационные варианты деятельности серийных убийц работают на “ура”. Одна из самых знаковых работ Джоэла Шумахера, “Телефонная будка” – блистательное доказательство. Фильм во многом уникальный. Режиссёр вместе со сценаристом Ларри Коэном и монтажёром Марком Стивенсом проделали потрясающую работу, чтобы на все 80 с небольшим минут обеспечить максимальный интерес к происходящему. Согласитесь, когда картина начинается с обычного звонка специалиста по рекламе, меньше всего ожидаешь увидеть фильм про серийного убийцу (пусть и с благородными мотивами). В этом фильме прекрасно всё (кроме серой мышки Кэти Холмс). Потрясающая динамика, во многом связанная с саундтреком Грегсона-Уильямса, отличные диалоги с периодически уместными шуточками, невероятный голос Кифера Сазерленда, который гениально сыграл плохого парня одним лишь голосом и парой выстрелов. Если этого вам мало, то добавьте сюда интересный взгляд на тему рекламы и СМИ. И всё это крутится вокруг обычной телефонной будки. Уму непостижимо. И на закуску игра Колина Фаррелла. Такого перфоманса он не выдавал ни до фильма Шумахера, ни после. Не зря на съёмочной площадке ему все аплодировали. Абсолютно заслуженно.

2. Семь (1995)

Шикарное творение Дэвида Финчера “Семь” – один из примеров того, когда абсолютная мрачность идёт на пользу картине. Вы помните эту атмосферу, когда на вас в этом безликом городе как будто надевают пакет и воздуха остаётся не так много. Следование Миллза и Соммерсета по пути странной фантазии Джона Доу прекрасно воплотило в себе рутинный поиск преступника с различными отсылками, своеобразными философиями серийных убийц. Размышления Джона Доу, гениально сыграл которого Кевин Спейси, нас быстро отвлекает от самого кошмара преступлений и больше заставляет думать, чем с гневными воплями просто отворачиваться от экрана. Безусловно, Финчер и сценарист Эндрю Уокер реализовали одно из самых интересных внедрений в фильмы темы семи смертных грехов. Где-то можно не согласиться с категоричностью Джона Доу, кому-то может не понравиться недостаточное раскрытие персонажей. Но создав такой грандиозный, пугающий эффект, Финчер обеспечил себе кинобессмертие.

1. Молчание ягнят (1990)

Гениальное творение Джонатана Демме “Молчание ягнят” справедливо входит в число лидеров самого различного рода ТОПов. По сути, фильм является одной из картин-учебников по созданию фильмов о серийных убийцах. С первых минут вас вместе с Кларисс Старлинг охватывает давящая, мрачная атмосфера. А выдыхает зритель лишь через 118 минут, наблюдая за готовящимся дегустировать свой обед Ганнибалом Лектером. В этом грандиозная заслуга не только режиссёра, но и оператора Така Фудзимото, композитора Говарда Шора и всех остальных участников съёмочного процесса, которые до конца картины сохраняют верность определённой цветовой палитре “жёсткому” настроению оскароносного фильма (ну кроме очаровательного в своём самолюбовании докторе Чилтоне да пары экспертов). Блистательно выстроена композиция ленты. По сути, здесь не так много сюжетных поворотов, но они очень точно выстреливают там, где нужно. Как в случае с одновременным стуком в двери разных домов ближе к развязке Кларисс Старлинг и команды ФБР. Мастерский монтаж даёт великолепный эффект, где сопереживание блистательно сыгранной Джоди Фостер агенту достигает пиковой отметки.

Главное достижение всей съёмочной группы, помимо напряжённой, очень трогательной и печальной истории Кларисс Старлинг – это блистательное раскрытие, по сути, за небольшое время линий сразу двух “плохих парней” – самого Ганнибала Лектера и Буффало Билла. Их образы прекрасно воплотили в себе частички известных серийных убийц. В частности, поэтому и интересно за ними наблюдать. Ну и потому, что их шикарно сыграли Энтони Хопкинс и Тед Левайн. Последний вообще молодец, ведь некоторые черты его персонажа очень неоднозначны. Ну а первый… Вряд ли еще когда на Оскара так наиграют за менее, чем пол часа экранного времени. По праву культовыми стали сцены нескольких диалогов между агентом Старлинг и доктором Лектером.  Вишенкой на этом огромном, вкуснейшем торте, или бокалом кьянти к тушеным бабам и печени. Кому что больше нравится.

В заключении хочу сказать, что интересных работ на данную тему хватает. Тот же самый “Эд Гейн: монстр из Висконсина” Чака Порелло, который больше касается именно темы тлетворного влияния матери на знаменитого серийного убийцу, причём с точки зрения последнего. Чего стоит весёленький “Попутчик” с Рутгером Хауэром. Или “Кровавое лето Сэма” Спайка Ли, “И пришёл паук” Ли Тамахори, “Забирая жизни” Ди-Джей Карузо, тоже достойные работы. Поэтому в пору спросить. Какие ленты цените вы, где больше “мяса” или драмы, диалогов и т.п.? Или вас прельщает детективная составляющая? Делитесь впечатлениями в комментариях!

P.S. Что ещё интересного почитать по теме? – посмотрите наши материалы “17 хороших фильмов, где плохие побеждают” и “Лучшие фильмы ужасов 21 века“.

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы куки (cookie) для улучшения работы и вашего удобства Ок Читать подробности