RUCONSOLE
Сообщество любителей комиксов, игр, и кино

Лучшие фантастические фильмы 21 века

50 крутых произведений кинофантастики, от "Донни Дарко" и "Автостопом по галактике", до "Пиджака" и "Из машины"

0 10 739

Оговоримся сразу, что в статье речь пойдёт, в большей степени, о жанре научной фантастики. Но что такое “научная фантастика”?  Этот вопрос не менее “горяч”, чем сами его многообразные, чрезвычайно интересные, уносящие нас в другие миры представители. В детстве мы зачитывались (да и продолжаем это делать, чего уж греха таить) Гербертом Уэллсом, Жюлем Верном, произведениями братьев Стругацких, Александром Беляевым, Филипом Диком, Уильямом Гибсоном и другими замечательными авторами. Киберпанк, утопия и антиутопия, альтернативная история и прочие поджанры. Каждый может найти себе что-то по душе. Как следствие, не менее многоликим предстал и киномир научной фантастики.

Замечали ли вы, насколько велико многообразие фильмов в этом жанре? Не от того ли это, что само название вбирает в себя множество возможных интерпретаций? Часто ведутся споры о том, как наиболее точно следует определить жанр научной фантастики (Sci-fi то бишь). Начнём с популярного мнения, небездоказательного, что эта область творчества, прежде всего, касается будущего, совсем не обязательно очень отдалённого. Хотя есть и исключения. Также умные люди пишут про различного рода допущения в жанре (в области законов природы, изобретений, религии и т.п.). А вот так, например, очень ёмко и вполне понятно определяет научную фантастику писатель Мария Галина.

В научной фантастике, изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, “надпространственные тоннели”, телепатия и прочее).

Более простое (хотя как знать) определение и отделение научной фантастики от её отдалённых, но всё же родственников, вроде фэнтези, в том, что в первом случае идёт моделирование под реальный мир без подвязки к мистике и потустороннему.

Как мы видим, друзья, поле деятельности для интерпретации огромное. Подтверждают это и те фильмы, которые стали для мира кино классикой. “Путешествие на Луну” Жоржа Мельеса, “Метрополис”, “Затерянный мир”, “Франкенштейн”, “Кинг Конг”, “Человек-невидимка”, “День, когда остановилась Земля”, “2001 год: Космическая одиссея”, “Планета обезьян”, “Солярис”, “Бегство Логана”, “Звёздные войны”, “Близкие контакты третьей степени”, “Чужой”, “Безумный Макс”, “Нечто”, “Трон”, “Бегущий по лезвию”, “Инопланетянин”, “Дюна”, дилогия “Терминатор”, “Охотники за привидениями”, “Бразилия”, “Назад в будущее”, “Вспомнить всё”, “Парк Юрского периода”, “Пятый элемент”, “Матрица”.

Во всех этих и других ярких творениях 20 века можно найти как общие черты (в том числе и упомянутые выше допущения в научной составляющей данного произведения, порой весьма неслабые, вплоть до цивилизаций с разных планет), так и отличия, связанные с темами фильмов, техникой съёмок, моралью и др. И, смотря современные фильмы, нельзя не заметить влияния на них классики немого кино, творчества Стэнли Кубрика, Ридли Скотта, Стивена Спилберга, Роберта Земекиса, Джеймса Кэмерона.

Однако, копилка научной фантастики не ограничивается лишь 20 веком. Развитие в новом тысячелетии кинотехнологий позволило расширить горизонты этого жанра для зрителей. И сегодня мы вспомним лучшие фантастические фильмы, которые подарили нам режиссёры в 21 веке. Поехали!

Оглавление: показать

50. Исходный код (2011)

Крайне интересный, самобытный режиссёр Данкан Джонс редко дарит нам новую научно-фантастическую пищу для ума. В том смысле, что у него очень мало режиссёрских работ, к большому сожалению. И в 2011 году вышла убойная смесь замечательного старого сериала “Квантовый скачок”, шедевра Терри Гиллиама “12 обезьян” и всеми любимого фильма Рэмиса “День сурка”. Создатели фантастического триллера “Исходный код” рассказывают нам в очень бодром ритме о попытке изменить прошлое и возвращении в один и тот же момент, чтобы поймать террориста. Плюс данного фильма в том, что нам не дают заскучать.

В ленту не стали добавлять почти ничего лишнего, поэтому зритель вместе с героем Джейка Джилленхолла (да и в общем актёрский состав очень хорош) максимально сфокусирован на решении загадки со взрывником. Режиссёр умело манипулирует нашим вниманием, по кусочкам давая информацию. Несмотря на всю общую фантастичность программы, мы имеем дело с неплохим детективом, где герою нужно решить проблему в максимально сжатые сроки. Крайне любопытная работа, которая вносит свой вклад в общую копилочку данного жанра.

49. Петля времени (2012)

“Петля времени” Райана Джонсона – занятный во многих отношениях проект. Небольшой бюджет фильма, влияющий на развитие сюжета, паранормальные способности как норма, пусть и пугающая, “забивание” на возможную опасность для мирового континуума от встречи одного и того же человека из разного времени. Док Браун крайне не одобрил бы это. Полноценное детище Джонсона (сценарий ведь тоже его) получилось крайне зажигательным. Интересно, что режиссёр особо нам не показывает (опять же, из-за денежного вопроса, будь он неладен) будущее. Мы лишь понимаем, что оно не ахти какое. Но заметьте, Джонсон в фильме избегает избытка тёмных тонов, а ведь так обычно показывается мрачное далёко. Возможно, это стало преимуществом ленты.

Зрители смогли сконцентрироваться на развитии сюжета, взаимоотношениях героев Гордона-Левитта, Брюса Уиллиса, Ноа Сегана, Эмили Блант со своим сыном, Пола Дано и остальных, у которых свои насущные нужды. В определённом смысле, сценарий содержит ряд клише (второй шанс, смерть близкого человека как толчок к действию и т.д.). Тем не менее, сама нестандартность области применения супертехнологий (а речь идёт о банальной “мокрухе”) весьма интригует и позволяет закрыть глаза на шероховатости истории.

48. Превосходство (2014)

Когда ты всю жизнь снимаешь фильмы Кристофера Нолана, то априори чему-нибудь тебя этот британец да научит. Уолли Пфистер очень смел, раз для своего дебюта в роли режиссёра выбрал именно сложный сценарий Джека Паглена, посвящённый теме технологической сингулярности и отношению человека к этому вопросу. В фильме очень интересно, с одной стороны, показаны успехи в области создания искусственного интеллекта и его слияния с человеческим разумом. С другой стороны, значительное влияние уделено и противодействующей стороне. Её представители видят последствия и понимают всю опасность, которую представляет собой практически всесильный персонаж Джонни Деппа Уилл Кастер. Правда, для сегодняшнего времени эти его возможности выглядят “с перебором”.

Особый интерес в фильме связан с Эвелин и Максом Уотерсом, возможно, наиболее интересными героями. Да, они хотят того же, что и Уилл, но всегда нужно уметь вовремя остановиться.  “Превосходство” не получилось ровным. Третий акт фильма не очень интересен, прямо скажем, потому что в плане основных пластов ленты всё происходит в первый час. Однако, фильм Пфистера по-своему очень красив, интересен с точки зрения возможностей такого существа, которое будет смесью человека и искусственного интеллекта.

47. Район №9 (2009)

Нил Бломкамп – крайне противоречивая фигура жанра “Sci-fi”. Он неизменно ищет и реализует интересные идеи, вспомните его короткометражки. Но делает он это довольно топорно. “Район №9”, его полнометражный дебют, был создан в очень интересной атмосфере экзотической для нас ЮАР. Но фильм показал, что Бломкампу нужна крепкая опора, идеи, которые кто-то за него изложит в виде грамотного сценария. В довольно жёстком “Районе №9” мы увидели гнетущую атмосферу, интересный замысел, что странные на вид пришельцы не являются угрозой, а нуждаются в помощи человека. И неизбежно, такова уж наша природа, это приводит к конфликтам.

Но в этом легко увидеть аллюзию на историю самой родины режиссёра, темы апартеида в Южной Африке и т.д. Такое ощущение, что Нилу очень хотелось рассказать нам кровавые страницы истории этой страны, просто он решил воплотить это в “сай-файном” стиле. Персонажи не вызывают почти никаких эмоций, кроме Викуса Ван Де Мерве. А инопланетяне представляют интерес лишь с вышеуказанной точки зрения. В целом кино наводит тоску, акцентируя внимание на том, что действо заканчивается на том, с чего началось. Человека не изменить. Но Бломкамп молодец. Он в фильме напомнил, что не обязательно пришельцы должны гореть желанием “укокошить” население.

46. Аватар (2009)

400 миллионов долларов общего бюджета и огромные сборы, 12 лет на написание сценария, технологическая эволюция ради всех задуманных съёмок, эффект разорвавшейся бомбы, тема необходимости  нравственного прогресса, крайне отрицательные и диаметрально противоположные отзывы – вот что такое “Аватар” Джеймса Кэмерона. И список этот очень большой. Эту картину (как и любую другую) за многое можно не любить, но создатель “Терминатора” подарил нам редчайшее зрелище, и от этого никуда не деться. Да, сценарий не идеален от слова совсем – острая социальная подоплёка, обычная для Кэмерона, алчность, неправильные ценности, уничтожение природы и т.д. Всё это здесь раскрывается и развивается весьма предсказуемым образом. Да и чересчур напоминает “Танцующего с волками” в плане развития сюжета.

А главный актёр Сэм Уортингтон иногда просто не справляется с ролью Джейка Салли. Сам персонаж неоднозначный. Ведь его поступки – не иначе как трусостью не назовёшь. Он сбегает от своей судьбы в противоположный его состоянию мир Аватаров. Поэтому Джейку особо не переживаешь. Но нам показали абсолютно новый, удивительный мир, созданный с большой любовью. Своя флора и фауна, язык, музыка, подкупающая зрителя близость На’ви к природе, их внутренняя красота и единство. Это, действительно, нечто особенное. Но “Аватар” – это не только яркая техноигрушка. Данное кино в очередной раз напоминает нам о том, что нужно ценить природу, не убивать или изгонять себе подобных ради лишних ресурсов, не быть полковниками Куоритчами и мистерами Селфриджами. Потрясающий, актуальный аттракцион, спасибо Кэмерону за него.

45. День, когда Земля остановилась (2008)

Скотт Дерриксон очень бережно сделал ремейк классики 1951 года. В фильме содержится очень правильный посыл, что люди не являются хозяевами Земли. При этом они ведут себя как крайне невежливые гости. Мораль в ленте абсолютно правильная и неплохо реализована. Очень важная роль висела на Киану Ривзе и он идеален в роли Клаату (не только из-за схожести имени). В этом плане шикарно прописаны диалоги, в том числе между спасающим планету от людей главным героем и Реджиной Джексон, а также мистером Ву в ресторане, с учёным, семьёй Хелен Бенсон и так далее. К чему это? К тому, что зачастую в фильме, по сути, про апокалипсис (для людей) всё бросается в угоду экшену. Здесь же важны именно диалоги, объясняющие мотивы поведения тех, кто прислал Клаату, и возможные последствия для человека как вида. Но кроме этого, очень хорошо показано, что “и милосердие стучится в их сердца”, как точно заметил про людей Воланд у Булгакова. Фильм Дерриксона очень хорошо подталкивает на размышления, правильно ли мы поступаем в жизни и можно ли что-то исправить, пока не поздно.

44. Ванильное небо (2001)

Когда смотришь ремейк (и знаешь это), то значимость фильма как-то падает в твоих глазах. Будем с этим бороться, товарищи. Или нет? Американский вариант картины Аменобара  “Открой глаза” с солирующим Томом Крузом легко погрузит вас в состояние полудрёмы. И это будет идеальное состояние для просмотра “Ванильного неба”. Красивая, потихоньку захватывающая вас история о богаче Дэвиде Эймсе достаточно стандартна. Человек, у которого есть всё, он не ценит ничего и остаётся один, улетая в пропасть в том или ином плане. А когда начинает меняться, уже поздно. Обычное для фильмов дело. Однако в случае с фильмом нам преподносят эту банальную историю ненавязчиво и аккуратно, с помощью романтично поданного Нью-Йорка, красивыми цветами фильма, интересным набором музыкальных композиций, помогающих рассказывать историю. Может не понравиться Том Круз, намного более лощёный, чем Эдуардо Норьега, и акцент на его персоне более широкий.

Однако после поворотной точки фильма наш интерес меняет свой курс. Несмотря на то, что героя Тома Круза остаётся в центре внимания. Собственно, то, по какому пути развивается сюжет дальше (подсказка, это там вы перестанете понимать, что происходит), позволяет нам дальше уже разгадывать некий странный ребус. Возможно, к нему стоило перейти раньше, возможно, нужно было сделать более обширный акцент на Пенелопе Крус. Главное, так или иначе, картинка складывается в нечто единое, самобытное с философским уклоном. И совершенно неслучайно этот фильм относится к фантастике, вы не думайте. Мелодрама тут занимает не всё пространство. Хотя именно эта составляющая направляет нас в бухту с длинным красивым названием “не будьте Дэвидом Эймсом, цените то, что имеете и боритесь за своё счастье”.

43. Сквозь снег (2013)

Фильм Пан Джун Хо “Сквозь снег”, безусловно, подкупает своей атмосферой. Темы постапокалипсиса и классового неравенства неоригинальны, как ни крути. Но показать всё это на примере истории одного поезда – задача интересная. Особенно от корейского режиссёра. Там умеют создать фильм наиболее запоминающимся образом. Удачно подобранный актёрский состав, декорации (пол километра поезда для съёмок – это не шутки), цветовые решения – всё это очень хорошо показало тему иерархии вагонов как зеркала нашего общества. Портит впечатления сценарный аспект. Если его разобрать, чрезвычайно похоже на “Матрицу”. От этого теряется впечатление уникальности. Хотя графический роман Жака Лоба и Жан-Марка Рошшетта вышел ещё в 1982 году, поэтому кто знает. Несмотря на это, в жанре постапокалипсиса “Snowpiercer” занимает видное место. Спасибо французам за роман и Пан Джун Хо за созданный киновариант.

42. Призрак в доспехах (2017)

 

“Призрак в доспехах” – одно из наиболее известных произведений, касающихся вышеуказанной темы технологической сингулярности. И в 2017 году вышла экранизация этой знаменитой манги. Думается, мир поделился в предвкушении этого киберпанка на два лагеря. Первые – зрители, кто является фанатом первоисточника и одноимённого аниме. Вторая группа –  те, кто знал об этом понаслышке или смотрел фильм “с чистого листа”. С экранизациями культовых произведений всегда так. Было очень много критики в адрес ленты. Занятно, что в самой Японии очень неплохо отозвались о попытке Руперта Сандерса сделать голливудскую киноадаптацию знаменитой манги, а зрители страны восходящего Солнца, и даже сам режиссёр аниме, хорошо приняли Скарлетт Йоханссон в роли Миры Киллиан. Парадокс.

Действительно опечалило лишь то, что в картине не хватило самой Японии в плане видов. Что ни говори, но мир киберпанка в известной мере обезличивает и людей, и города. Собственно, это составляющая жанра, как и социальная направленность, показывающая весь вред от “прокачивания” людей технологиями. Мы имеем харизматичный актёрский состав. Такеши Китано и Йохан Асбек просто прекрасны, очень неоднозначные персонажи вышли у Жюльет Бинош и Майкла Питта. Сандерс умело вставлял трогательные, берущие за душу моменты, эффектно показывал мир будущего, не забывая о юморе, но без перебора.  Мы, действительно, получили очень неплохой киберпанк.

41. Война миров Z (2013)

Никогда ещё фильм про зомби не выглядел и не стоил так дорого. Картина доказала, что подобная тематика может получиться не лёгким “трешачком” на вечер, а быть серьёзной работой. Фильм Марка Форстера про мировую войну против “зиков” по роману Макса Брукса запоминается манерой подачи истории. “Контролируемый  хаос” – это интересный способ. Историю фокусируется вокруг семьи Джерри Лейна, с одной стороны. При этом нам не забывают подробно описать суть проблемы, показав кадры, доказывающие весь её адский масштаб. Однако, война с зомби подана своего рода как математическая задача, которую предстоит решить Джерри и прочим выжившим умным головам. И это подкупает, также как и разница руководства стран в ленте во взглядах на борьбу с этой эпидемией. Если бы это был очередной банальный, кровавый фильм, то “Война миров Z” ничем бы не выделялась в линейке конкурентов, ну кроме Брэда Питта в главной роли. Но чрезвычайно любопытна сама история, возможные способы решения такой огромной проблемы, сулящей уничтожением людского вида. И, действительно, “клин клином вышибают” в подобной ситуации – это классное развитие событий, выделяющее ленту про мировую войну с зомби. Остаётся открытым только вопрос, каким вышел бы фильм, не пересними режиссёр едва ли не треть ленты. Всё-таки увидеть Хабенского в значительной роли в таком международном проекте было бы весьма приятно.  Но и в финальном монтаже получилось очень эффектно, занимательно и достойно.

40. Время (2011)

Эндрю Никкол – прекрасный сценарист (вспомните “Шоу Трумана” и “Терминал”) и хороший режиссёр. К сожалению, он нечасто радует своими фильмами, хотя недавно вышла его любопытная работа “Анон”. Первый же опыт работы режиссёра, создателя культовой “Гаттаки”, с Амандой Сейфрид был реализован в посткиберпанке “In time”. Здесь очень красиво и буквально была подана ценность времени, особенно для простых людей, вроде Уилла Салласа, героя Джастина Тимберлейка, и его матери.  Напрашиваются параллели с другим фильмом, “Сквозь снег”. Мы видим, что какие бы не были условия игры, способ подачи картины, место действия, в таком жанре есть богатые и бедные и конфронтации между ними, “плохиши” вроде грабителей и несправедливость. Создатели “Времени”, в котором хватает как экшена, так и философии, ставят зрителей перед интересным выбором. “Уравниловка”, с одной стороны, очень правильна и честна. С другой, вопрос опасности перенаселения никто не отменял. Поэтому линия поведения героев Тимберлейка и Сейфрид красива и благородна, но, отчасти, потенциально губительна. А выбор, кто прав, остаётся за зрителем. Истина, как водится, где-то посередине.

39. Дорога (2009)

Даже не упоминая факт романа Кормака Маккарти как источника экранизации, вы можете это почувствовать. “Дорога” Джона Хиллкоута – не исключение. Мрачность, суровость, молчаливая, гнетущая атмосфера, мрачная ирония и ожидание чего-то плохого для героев. У режиссёра этой постапокалиптической драмы с безымянными персонажами шикарно удалось передать все типичные составляющие произведения знаменитого писателя. Вигго Мортенсен и Коди Смит-МакФи отлично сыграли отца и сына, ищущих лучшей жизни в крайне суровых условиях. Зрителям хорошо показана радость от тех насущных составляющих, как еда, принятие ванны, которые для нас естественны, а в условиях ленты – редкое счастье. Вышеупомянутая мрачная ирония здесь связана с семьёй талисмана Хиллкоута Гая Пирса. На судьбу героя Мортенсена напрямую повлияло в истории появление героя Гая и его родных. И они же помогают мальчику. О чём фильм? Те, кого мы должны ненавидеть, могут нам помочь и даже спасти жизнь. И цените то, что у вас есть.

38. Эволюция (2001)

Неизвестно, каким бы получился серьёзный вариант “Эволюции”, но жаловаться грешно. Сценаристы фильма Айвана Райтмана и сам режиссёр в начале 21 века сделали прекрасную фантастическую комедию. В сюжете картины важную роль играет роль случая. Это интересно и точно отражает нашу жизнь. Создатели “Эволюции” умело балансировали между серьёзностью проблемы и юмористической стороной фильма. В этой связи “учитель” Дэвид Духовны со своими учениками, Орландо Джонс и Шон Уильямс Скотт прекрасно противопоставлены персонажам Джулианны Мур и Теда Левайна. Конечно, юмор порой грубоват, но в целом сценаристы не слишком перегибают палку, чтобы зритель не выходил из кинозала в праведном гневе. Вишенкой на торте становится важность знания состава шампуня, скудоумие и прямолинейность военных и тому подобные идеи, благодаря которым “Эволюцию” не устаёшь пересматривать.

37. Эквилибриум (2002)

Как верно когда-то заметил кинокритик Роджер Эберт, “Эквилибриум” был бы бессмысленным боевиком, если бы в нём не было смысла”. Курт Уиммер реализовал очень интересный вызов, сделав антиутопию в виде боевика с новым взглядом на жанр “ган-фу” (акробатическая стрельба). Её, кажется, порой чересчур много, но продемонстрирована она в рамках деятельности клириков, защищающих якобы идеальное общество от “эмоциональных преступников”. Такая работа. Мы видим крайне занятное мнение на причины всех проблем человека. В этом есть здравое зерно, хотя и всё не так однозначно. И показать всю эту дилемму очень удачно были выбраны такие актёры, как Кристиан Бэйл и Шон Бин. Они прекрасно отразили две стороны медали человеческой натуры.

Вообще, уверенные в собственной правоте клирики представляют наибольший интерес в ленте. Это самые противоречивые персонажи. Они ярко отражают показанный в фильме очень суровый мир. Кроме того, нетрудно заметить многочисленные “пасхалки”, аллюзию на нацистский режим. Мы понимаем позицию режиссёра по тем постулатам, под “праведной” личиной которых действует Совет “Тетраграмматона”. И всё-таки картина остаётся боевиком. Однако, за эффектно сделанными экшен-сценами скрыта обширная пища для ума, касающаяся того, какую силу дают нам наши эмоции, делающие нас людьми. Самое главное, картина “Эквилибриум” ярко демонстрирует, в кого нас превращает отсутствие этих самых эмоций.

36. Симона (2002)

Ещё одно качественное творение Эндрю Никкола, “Симона” – это совсем другая история. Во многом, она похожа на героя романа Мэри Шелли Франкенштейна. Правда, в случае с фильмом Никкола персонаж намного красивее. Но, как и в классике, создание чего-то прекрасного сначала радует, а потом становится наваждением и проблемой. При этом история компьютерной программы, ставшей популярнейшей виртуальной актрисой режиссёра, которого играет Аль Пачино, необычно и красиво подана. Неоднозначны главные персонажи ленты, особенно Виктор Тарански. Ему не сопереживаешь, и этого, кажется, добивался сам режиссёр. Чтобы мы не оправдывали его поступки из-за жизненных проблем.

Как и задумано, раздражает героиня прекрасной Вайноны Райдер. Никкол отлично поработал с изнанкой трудовых будней Голливуда и демонстрацией помешательства людей на какой-то персоне. Ведь то, что происходит с Симоной, иначе как абсурдом не назовёшь. Режиссёр очень умело очаровывает нас персонажем Рейчел Робертс, мы и сами немножко в неё вслед за остальными влюбляемся. Но затем мы уже улетаем в полёт недоумения от развития событий. Фильм Никкола – это необычная история о риске, связанном с созданием новых творений, стадном чувстве, эфемерности любви и опасности одержимостью тем, чего, по сути, не существует.

35. Трон: Наследие (2010)

Оригинальный Трон 1982 год хоть и выглядит довольно допотопно, но заслуженно стал культовым, повлиявшим на популяризацию компьютерных игр и развитие CGI. И решение сделать его продолжение выглядело очень логичным, с учётом современных технологий. Джозеф Косински и многие другие члены съёмочной группы проделали колоссальную работу и преподнесли нам настоящую “конфетку”. Её вкус лишь подпортила где-то топорная игра Гаррета Хедлунда. И не хватило хронометража для более подробного рассказа об истории взаимоотношений Кевина и Клу и раскрытия причин, побудивших так измениться Кевина Флинна (коротенькая вставочка про изоморфов не в счёт). Но в фильме классные гладиаторские поединки, паритет цветовых решений при создании кибервселенной героя Джеффа Бриджеса, кропотливая работа костюмеров и дизайнеров, различные пасхалки, уникальное музыкальное сопровождение (Daft Punk – это нечто), довольно неплохо прописанный сценарий, яркие образы вроде сирен, Кворры и Кастора. Эти и другие факторы делают наследие Трона хорошим завершением этой вселенной.

34. Пекло (2007)

“Пекло” – одно из краеугольных творений Дэнни Бойла. Прежде всего, фильм пленит своей главной идеей. Чаще всего роль взрыва в кино однотипна – уничтожение препятствия, а его предотвращение превозносит героя и спасает жизни. Здесь необходим взрыв, чтобы “запустить” Солнце. Согласитесь, такое не каждый день увидишь. В ленте, целиком посвящённой реализации этой славной миссии, интересно сфокусировано внимание вокруг членов корабля “Икар-II”, раскрытия характеров персонажей. Особенно удачно показаны “острые” сцены с нехваткой кислорода, когда на первый план выходит задача каждого из членов экипажа. Их аргументы отлично демонстрируют человеческую природу. Безусловно, сценарий Алекса Гарленда местами провисает, а иногда просто напоминает классику вроде “Чужого”. И роль капитана Пинбейкера притянута за уши и где-то нелепа. Однако, финальный акт, очень напряжённая концовка это некоторым образом компенсируют и оставляют приятные впечатления о фильме. Поневоле начнёшь ещё больше любить солнышко.

33. Конг: Остров черепа (2017)

Долгие 84 года разделили классического “Кинг Конга” и фильм Джордана Вот-Робертса. За это время случались и абсолютно нелепые ремейки с сиквелами, и, с другой стороны, фильм Питера Джексона. Который, однако, просто повторил оригинал, но с современными технологиями. Чаще всего, по крайней мере в самых известных лентах, создатели картин про огромную гориллу, передающую привет из прошлого, не отходили от темы привязанности Конга к какой-нибудь девушке. Фраза “его убила красота” долгие годы преследовала этого могучего персонажа. Наконец от этого отошли. Вот-Робертс со товарищи подарили нам очень качественную фантастику, довольно неплохо подойдя с научной точки зрения (почему зверушки повылезали после появления вертолётов) и описываемого времени (гонка вооружений государств и т.п.).

В фильме весьма показательны образы военных во главе с полковником Пакардом. Да, нас бесит его где-то даже тупость, но с другой стороны, мы понимаем и его желание совершить миссию, и вернуть долг за своих солдат, пусть даже ценою жизни. Довольно второстепенный характер носит роль персонажа Бри Ларсон, что радует. Хотя по-своему она очень правильная и служит некоторым “проводником”, наряду с персонажем Джона Си Райли и его друзьями, между монстрами и военными. Но негоже лезть с темой любви в разборках таких созданий, которые сделаны, к слову, очень классно. За сражениями чудовищ и людей интересно наблюдать, ведь сценаристы не забывают о различных тактических уловках и задачах в ходе битв. Хорошая фантастика. Ждём битвы Конга и Годзиллы.

32. Прибытие (2016)

Как понять, чего хочет внезапно появившийся инопланетянин? Особенно, если не знаешь, как его понять. Научно-фантастическое творение Денни Вильнёва “Прибытие” на эту важную тему получилось крайне любопытным. Интересное сочетание поиска способа коммуникаций между людьми и гептаподами и раскрытия персонажа Эми Адамс делает фильм Вильнёва (по рассказу Теда Чана) чем-то “из ряда вон”. Особенными, очень поэтичными получились сцены бесед людей и пришельцев. Проблема связана с другими персонажами, которые не представляют ровно никакого интереса. Однако, это кино поднимает крайне интересный, дискуссионный вопрос. Если бы вы знали события своего будущего, речь не о судьбе Луизы Бэнкс, вы бы смиренно следовали им или пытались поступать иначе, пусть даже исход может быть еще более плачевным? И надо ли и возможно ли в принципе изменить свою судьбу?

31. Эффект бабочки (2004)

Тема попытки изменить прошлое – одна из самых популярных в жанре “Sci-fi”, наверное. Но Эрик Бресс и Дж. Мэки Грубер возвели эту область в абсолют. “Эффект бабочки” – это дико интересная, но крайне печальная работа. За менее, чем 2 часа, режиссёры смогли полностью погрузить нас в эту странную реальность. Однако, в отличие от других лент на эту тему, не остаётся недопонятых моментов. Кроме самой возможности не принять навыки главного героя. Зритель вертится в кругу нескольких персонажей и их судьба постоянно меняется. Мы легко начинаем переживать за персонажа Эштона Кутчера и его попытками поменять свою жизнь, судьбу родных и друзей. Но каждый раз всплёскиваем руками: “что не так на этот раз?” В определённом смысле, это крайне безжалостный, пессимистичный фильм. И режиссёрская концовка – тому доказательство. “Эффект бабочки” – один из лучших примеров опасности направления прошлого по иному пути. Но, людям, всё-таки, нужна надежда.

30. Пиджак (2004)

И похожи, и нет. Определённые аналогии между “Эффектом бабочки” и “Пиджаком” Джона Майбери напрашиваются сами собой.  В этой весьма мрачной ленте также есть тема попытки изменить свою судьбу, надежда на лучшее будущее. Эдриан Броуди прекрасно смотрится в роли ветерана войны с ворохом проблемом Джека, да и Крис Кристофферсон с Кирой Найтли на своих местах. А уж Дэниэл Крейг – это феерия. Все актёры очень хорошо вписались в эту параноидальную, пугающую атмосферу, где мозг героя Броуди в стрессово-наркотической ситуации живёт по своим законам и пытается в калейдоскопе событий собрать по крупицам картину будущего. Фильму иногда не хватает общей динамики, но это компенсируется сопереживанием Джеку и его попыткам что-то узнать и поменять. Очень достойная работа Джона Майбери.

29. Из машины (2014)

Мы любим Алекса Гарленда не только за сценарий “Пекла”, к которому ещё вернёмся. Так ведь? В 2014 году тихо, но феерично в ряд фильмов про искусственный разум ворвался фильм “Из машины”. Ленты про искусственные интеллекты зачастую выделяет и объединяет некое спокойствие повествования, умиротворённость. “Бегущий по лезвию” не даст соврать. И данный дебют Гарленда как режиссёра – яркое тому доказательство. Мы очень неторопливо наблюдаем за взаимодействием, фактически, трёх персонажей, героев Оскара Айзека, Донала Глисона и Алисии Викандер. Последняя, к слову, хорошо подошла на свою партию. Смотрелась очень органично. Эта троица крайне разная по своему темпераменту и природе, а их отношения, сосредоточенные вокруг робота и теста Тьюринга, дают зрителю пищу для размышлений не только об искусственном интеллекте, но и о нас самих. Не зря ведь Нэйтэн и Калеб получились такими нарочито противоположными. По-своему, они отражают два полюса человеческого характера.

28. Донни Дарко (2001)

Всего за один фильм Ричард Келли создал свою удивительную, до конца непонятную киновселенную. Страннее очень многих “чудиков”. “Донни Дарко” исследует тему параллельных вселенных и связи между ними, нелинейности времени. И даже пересмотрев этот культовый фильм несколько раз, вы можете до конца не уловить всех взаимосвязей и сюжетных решений Келли. Не зря этот фильм кинокомпании боялись дистрибутировать, а посетители “Сандэнса” просто не поняли, что посмотрели. Однако, в этом и прелесть, так ведь? Когда осознаёшь всю прелесть ленты не с первого раза, и от этого она на более долгий срок остаётся в сердце.

За всей фантастичностью “Донни Дарко” мы видим размышления об отношениях в американской семье, в школе между подростками, о скелетах в шкафу у презентабельных личностей, а также о мгновениях и мелочах (вроде поездки на танцевальный конкурс), которые могут определить и кардинально изменить жизнь человека. При этом Келли не забывает раскручивать историю с кроликом и со всеми этими странными событиями. Отличная работа, хоть и донельзя странная. Спасибо Ричарду, а также Дрю Бэрримор и Нэнси Джувонен. Без них “Донни Дарко” так бы и остался необычным экспериментом на бумаге, пылящейся на полке.

27. Господин Никто (2009)

“Самое интересное – быть живым”. Именно так очень ёмко сказал Жако ван Дормель о своём поэтичном шедевре “Господин Никто”. Мы ведь не любим, когда нас критикуют? Вот так и этот бельгийский режиссёр. Он сделал прекрасную, кропотливую работу о многообразии дорог жизненного пути на примере Немо, героя Джареда Лето. Здесь было уделено вниманию всему – и научной подоплёке, и захватывающему, вылизанному, броскому, непривычному для нас миру будущего, противопоставленному господину Никто, и проработке персонажей, и цветовому оформлению различных жизней Немо. Так, вот, о критике. Ван Дормель не осуждает Немо ни в одном случае и не подталкивает зрителей на это. Режиссёр показывает, что на нас влияют цепочки событий, порой абсолютно случайных. Как в случае со смытым телефоном Анны, героини Дайан Крюгер. Нам остаётся только жить, мирясь или борясь с последствиями развития этих случайностей.

26. Лобстер (2015)

Йоргос Лантимос подарил миру потрясающую антиутопию, настолько ироничную, что всё выглядит очень серьёзно. Взгляд грека на этот тоталитарный, тихий, серый ад не может не занимать. Отель, напоминающий концентрационный лагерь, счастливые пары, по лицам которых этого не скажешь (собственно, на них акцента и не делается), постоянные жульничества одиночек ради того, чтобы избежать превращения в животное и как бы найти свою вторую половину, гротескно выглядящий с усами Колин Фаррелл. Такие детали формируют незабываемый нарратив. Чаще всего герою фильма даётся какая-то лазейка, путь к спасению. Здесь же очень интересно показана оппозиция благодетелей, дающих возможность за 45 дней обрести счастье. Так вот, эти партизанские отряды сопротивления ничем не лучше. Если люди – звери, то они везде такие? В “Лобстере” путь главного героя остаётся с открытым финалом и это любопытно. Как будто режиссёр спрашивает, как бы мы поступили на месте Дэвида?

25. Помутнение (2006)

Роман Филипа Дика о неумении пока узреть всё в истинном свете был шикарно подан Ричардом Линклейтером и его ватагой художников-аниматоров. Ведь сначала фильм сняли, а потом нарисовали поверх съёмок. Ротоскопирование, по-научному, звучит слово очень красиво. Это позволило точно передать весь психоделический мир, быт наркоманов с их разрушающимся мозгом и неумением отличить реальность от грёз. Отлично передали всё это безумие Киану Ривз, Рори Кокрейн, Роберт Дауни-мл, Вуди Харрельсон и Вайнона Райдер. Вряд ли посыл автора романа (а у него был определённый опыт в этом вопросе) точно совпал с видением самого режиссёра, но у Линклейтера получилось хорошо передать, к каким последствиям может привести мир, в котором правят балом наркотики.

24. Меняющие реальность (2011)

И снова великий и прекрасный Филип Дик. Его странный рассказ “Команда корректировки” трансформировался режиссёром Джорджем Нолфи и вылился в 2011 году в очень красивую историю любви с необычным сценарием, отличной динамикой, занятными персонажами и хорошей музыкой Томаса Ньюмана. Конечно, основной интерес в плане чего-то новенького для зрителей связан с самим бюро корректировки. Их работа выглядит, с одной стороны, очень занятной и подымает вопрос, как важно, когда всё идёт по плану. Однако, эту нужную в рамках данной вселенной работу выполняют люди и у нас возникают справедливые сомнения, как они могут за всем уследить? Гарри Митчелл, Томпсон, Ричардсон – ведь это всё не роботы. В глобальном смысле кажется, что до конца работа бюро корректировки просто не продумана. За этим скрыта интересная ирония. Джордж Нолфи нам показывает, что даже они ошибаются. Чего уж говорить о людях, таких как Дэвид и Элиза, отлично сыгранных Мэттом Дэймоном и Эмили Блант. Да и так ли это плохо – делать ошибки?

Развитие отношений главных героев необычно представлено в виде гонки и это отличает фильм от других “лавстори”. Мы им легко сопереживаем с самого начала, ведь их история похожа на остальные. Кроме статуса этого противоречивого конгрессмена Дэвида Норриса, чья политическая линия здесь очень интересно представлена. Случайная встреча, расставания, влияние и роль работы, обстоятельства, которые нужно преодолеть. Зритель это понимает. А когда их любви мешает такая ерунда, как “неследование плану”, нас это бесит и мы “болеем” за Дэвида и Элизу ещё больше, почти как за своих родственников. “Меняющие реальность” – тот редкий случай, когда мелодрама и фантастика очень хорошо сочетаются и дарят нам что-то уникальное.

23. Она (2013)

Тема искусственного разума уже давно находится в жанре Sci-fi неким особняком, имеющим особую привлекательность. Почему? Она неразрывно связано не только с вопросом прогресса (зачастую опасного), но и с куда более личными, философскими мотивами (одиночество, самоидентификация, место человека в этом мире…). А когда за тему искусственного интеллекта берётся самобытный Спайк Джонс… Его триумфальная работа “Она” стала очень интересным примером фильма про взаимодействие человека и компьютерной программы будущего. Хоакин Феникс блистательно, искренне изобразил одинокого писателя Теодора, который находит утешение в голосе Саманты. Безусловно, наблюдать за подобной любовью довольно странно. Но за этим кроются обычные современные проблемы людей – одиночество, уход от живого общения в интернет, однообразие жизни, разводы со второй половинкой и т.д. По сути, это убийственно печально, когда единственной ниточкой счастья для человека оказывается смоделированный в компьютере голос. Даже если это голос Скарлетт Йоханссон.

22. Марсианин (2015)

“Из этого дерьма меня вытащит только наука”. Данная фраза Марка Уотни отлично описывает фильм Ридли Скотта о космическом пирате, застрявшем на Марсе. Экранизация романа Энди Уира в корне отличается от фильмов вроде “Изгоя” с Томом Хэнксом. Обычно ленты про Робинзона Крузо, как бы его не звали и где бы он не оказывался, – это печальные, напряжённые ленты, когда не будешь нисколько удивлён смерти персонажа. Так почему бы не сделать весёлую, оптимистичную картину? Конечно, в фильме много научных допущений и неточностей. Но пусть умные учёные начнут уже совершать те самые путешествия, которые придумывают в кино сотню лет. Вот пока и остаётся лишь мечтать и придумывать. Но вернёмся к “Марсианину”, этому блестящему сочетанию комического и научного. В фильме несколько сценарных пластов. В отношении NASA интерес представляют занятные личности вроде персонажей Кристен Уиг, Чиветеля Эджиофора и Бенедикта Вонга. Порадовало то, что им неплохо прописали юмор и иронию, как шутки про Властелина Колец и лексику Марка Уотни в стрессовых ситуациях. Это живые персонажи, которые не просто выполняют свою функцию. Пытливому уму зрителя интересны все их расчеты возможностей спасти “марсианского ботаника”. Кстати о нём.

Мэтт Дэймон шикарно исполнил партию никогда не унывающего астронавта. Как верно заметил Ридли Скотт, юмор Уотни – это “юмор висельника”, но он прекрасен. Неплохо сымитирован сам Марс. Хотя там нет привычных нам деревьев, речек, но эта планета в фильме не может не восхищать своими видами. Несмотря на довольно длинный хронометраж, картина не провисает, чем способствует и уже упомянутые шуточки, и смены ритма, и новые трудности героя, и “олдскульный” саундтрек. Отдельный  “лайк” за идею с видеодневником. Это прекрасно облегчило манеру повествования. Ну а развязка картины изящно и мощно напомнила о важности преодоления политических и прочих разногласий ради решения важных проблем.

21. Живая сталь (2011)

Довольно часто тема проблем в семье главного героя лишь мешает развитию истории. Случай с “Живой сталью” Шона Леви  – не из этого числа. Наоборот, отношения с сыном Чарли Кентона позволяют органично раскрывать сюжет. Циничный, эгоистичный персонаж Хью Джекмана, который за робота и маму родную продаст, прекрасно отображает показанный в фильме мир будущего. В нём представлена очень простая концепция. Человеку всё время чего-то мало, в том числе и жестокости зрелища. Именно эта наша черта служит катализатором возникновения гладиаторских боёв роботов. Почему нет? Создателями картины именно этим персонажам уделено особое внимание, что радует. Индивидуальность, дизайн, стили ведения поединков. А их управление крутыми пультами напомнило зрителям их славное детство с игрой в файтинги на приставке. Бои этих роботов прекрасно концентрируют на себе внимание, позволяя нам не только наслаждаться лихими поединками, но и следить за развитием отношений отца и сына. Интересный сценарий фильма, отлично подходящая музыка маэстро Дэнни Элфмана, классные второстепенные персонажи вроде Бэйли и команды Фарры Лемковой, потрясающие визуальные эффекты, красивые бои, развитие характеров главных героев. Определённо, съёмочная бригада “Живой стали” очень хорошо постаралась, чтобы фильм сохранился и не потерял актуальность на долгие годы вперёд.

20. Фонтан (2006)

“Фонтан” – великолепная фантастическая притча Даррена Аронофски, которая обладает удивительным успокаивающим эффектом. У создателя “Реквиема по мечте” получилась очень красивая история, где всё друг с другом связано. Мы почти сразу видим событие, служащее толчком для развития сюжета. Крайне любопытными предстают в своих ролях Хью Джекман и Рейчел Вайс. На их примере режиссёр прекрасно демонстрирует принятие (как у Иззи) и боязнь смерти (как у её мужа Тома). Мы совершаем увлекательное путешествие в колоритные, символичные сны убитого горем мужа Иззи и пытаемся разгадать вместе с ним, что означают все эти его путешествия, наполненные метафорами, намёками. Для их реализации, к слову, Аронофски выбрал очень интересные технические решения, снимая все эти химические реакции, а также подбрасывая зрителю цветовые и прочие подсказки. Очень кропотливая работа. Однако в плане общей философии Даррен не открывает нам глаза. Лишь напоминает (это уже немало), чтобы мы умели принять вызовы судьбы и ценили и любили близких. И если они предлагают вам выйти на прогулку, не отказывайте им в этой малости.

19. Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

Суровый мир Безумного Макса, где ничего кроме бензина не ценится, уже давно занял свою отдельную, достойную нишу в мире постапокалипсисов. И долгое время казалось, что Джорджу Миллеру удивить нас нечем. Но через 30 лет после третьей части о приключениях Макса Рокатански австралиец выдал вот это… Удивительное дело. “Дорога ярости” – это непрерывный экшен в чистом виде, от которого совсем не устаёшь. 17 лет работы над картиной реализовались в виде отличного перезапуска серии. Том Харди прекрасно вписался в качестве замены Мэла Гибсона. Очень радостно, что Миллер не забыл о снявшемся в оригинальном фильме 1979 года Хью Киясе-Бёрне. В роли Несмертного Джо он смотрится шикарно. Вообще, кастинг вышел очень удачным. Фуриоса полностью оправдала своё имя.

Но это далеко не главное. Потрясающе поставленные многочисленные экшен-сцены и трюки, почти без CGI, с удачными вкраплениями разговорных сцен, разнообразные автомобили, отсутствие лишних диалогов, а также привычная для серии фильмов ирония Миллера по поводу религии.  “Дорога ярости”, однозначно, не только одна из самых интересных частей про Безумного Макса, но и в целом в жанре постапокалипсиса. По крайней мере для любителей большого количества адреналина.

18. Автостопом по галактике (2005)

           Чайник, розетка, холодильник, молоко, кофе. Зевок.

Гениальный комедийный роман Дугласа Адамса о замечательном путеводителе для путешествующих по галактике автостопом уже давно стал чем-то особенным. Краеугольное значение полотенец, стихотворные таланты вогонов и прочее. Всё это является притчей во языцех. И через 26 лет после появления романа мы увидели блестящее киновоплощение, к которому приложил руку и сам Дуглас Адамс. В его вселенной всё крутится вокруг несерьёзного отношения к происходящему. И Гарт Дженнингс это блестяще передал. Конечно, в фильм “Автостопом по галактике” попало не всё, вспомните гениальный диалог между Фордом и муниципальным служащим перед сносом дома Артура. Но и так мы получили крайне уморительный фильм, который, хоть и пропитан лиричными, философскими моментами, является блестящим случаем развития истории с помощью тонкого юмора, иронии, каламбуров и наивных недоумений. Сатира на бюрократию в сцене со спасением Триллиан – яркий тому пример.

В этой картине абсолютно всё на своих местах. Увлекательный, лёгкий сюжет, где уничтожение Земли выглядит обычным делом. Интересные, весёлые вставочки из самого путеводителя. Прекрасные актёры – очень точно переданный характер Артура Дента от Мартина Фримена, гениальный Сэм Рокуэлл в роли Зафода Библброкса, шикарный Хумма Кавула от Джона Малковича. Ну а как Алан Рикман озвучил маниакально-депрессивного робота Марвина – это надо слышать. Этот фильм будет интересен всем – и любителям красивого юмора, и тем, кто обожает странных существ, и собирателям ярких персонажей. Ну а если вы надумаете попутешествовать по вселенной, точно пересмотрите картину Гарта Дженнингса несколько раз.

17. Тихоокеанский рубеж (2013)

Спасибо Гильермо дель Торо, что не остался в фильме “Тихоокеанский рубеж” только в качестве продюсера. Кроме него, так здорово сделать настолько грандиозный проект вряд ли бы кто потянул. Глобальные угрозы планете – тема популярная в кинематографе и очень легко всё увести в фарс. Особенно с гигантскими монстрами. Но дель Торо сумел подарить уникальное зрелище. Да, идея и задача людей в фильме не нова и проста, при всей своей грандиозности – спасти планету или будете истреблены пришельцами. К тому же, аналогии с франшизой про Годзиллу никуда не уйдут. При всём при этом режиссёр довольно грамотно развил сценарий Трэвиса Бичема, сделал потрясающий экшен с чудо-егерями и монстрами. Давайте, скажите, что вы не болели за “Бродягу”.

Гильермо дель Торо не забыл об интересных персонажах. Речь не только о самих бойцах вроде Райли и семьёй Хансенов, но и о классной паре учёных, харизматичном Пентекосте, великолепном Ганнибале Чоу. Они абсолютно разные, но очень человечные, со своими недостатками и положительными качествами. Безусловно, с точки зрения науки там не всё чисто. Но когда дель Торо и его поклонников это волновало? И, конечно, такая глобальная проблема не может не заставлять нас переживать за героев, но такое подталкивание к одной из сторон не мешает наслаждаться фильмом. Отменное представление от мастера фильмов про странных существ.

16. Особое мнение (2002)

Филипа Дика можно хоть всю жизнь экранизировать и ещё останется работы непочатый край. В 2002 году список киноадаптаций этого потрясающего бездонного колодца интересных историй пополнился  “Особым мнением”. В этом знаковом фантастическом боевике Стивена Спилберга всё очень хорошо – и натурально выглядящее будущее, и шикарный подбор актёров, и развитие сюжета, и весьма подходящий саундтрек Джона Уильямса. Главное – это неоднозначность происходящего и самих персонажей. Спорна сама система правосудия, а герои очень часто меняют своё положение в оси зло / добро. Благодаря этому, а также бодрому экшену и важному месту человеческой составляющей в картине, мы не устаём от ленты до самого её окончания. А идёт она, на секундочку, почти 2,5 часа.

Спилберг как всегда оставляет на суд зрителя ряд дискуссионных вопросов. Что честнее и правильнее – судить после совершения преступления, но когда человека уже нет, или предотвратить его, правда, в этом случае подсудимый как бы не совсем виноват? Насколько личное горе может оправдать действия персонажа? Как сильно может быть человек сторонником системы, чтобы не увидеть её минусы? Такие моральные дилеммы делают картину нечто большим, чем “прикольный боевичок” на вечер.  Ведь вопросы, рассмотренные в фильме, будут актуальными, пока жив человек.

15. Луна 2112 (2009)

Серьёзный вариант “Марсианина”, могли бы сказать многие о “Луне 2112” Дункана Джонса, выйди его замечательный дебютный фильм после Картины Ридли Скотта.  Неспешность, некоторая меланхолия, в некотором смысле умиротворённость, а также наличие говорящего компьютера (голос Кевина Спейси и смайлики – прекрасное решение). Эти черты картины про Сэма Бэлла неизбежно приводят к сравнению с великой “Космической одиссеей” Стэнли Кубрика. Отвлечёмся от этого и получим полноценный, крайне любопытный эксперимент. В ленте уделено большое внимание деталям жизни астронавта на лунном комплексе, а его однотипный образ жизни и заданий там заставляет нас поверить, что всё хорошо. Проблема в фильме связана лишь с тем, что мы быстро узнаём, что же не так с Сэмом Бэллом. Поэтому периодически история провисает, но ненадолго. Режиссёр быстро возвращает нас в нужную колею, где астронавт должен решать уже новую, более важную для себя задачу, чем обеспечение добычи изотопов. Но и кроме этой загадки, Дункан Джонс поднимает ряд острых тем – влияние одиночества на психику человека, проблема энергетического кризиса, тема взаимоотношений людей и технологий, этическая сторона развития науки. Тут есть над чем подумать.

14. Грань будущего (2014)

Как известно, Азия – кладезь подходящего материала самого разного стиля для Голливуда. И “All You Need Is Kill” Сакурадзаки была отлично воплощена Дагом Лайманом в фильме “Грань будущего”. Сражений с пришельцами за Землю хватает, но превращение этого в “День сурка” – идея гениальная. Парадокс, но, на первый взгляд, с точки зрения сюжета фильм не должен цеплять. Картина начинается с классики, что неподготовленный герой оказывается там, где быть не должен, чтобы заниматься тем, к чему совсем не готов. А затем через некоторое время по определённой причине битва с его участием раз за разом повторяется с небольшими изменениями. Казалось бы, чему тут радоваться, кроме эффектной Эмили Блант? В этом и сила “Грани будущего”. Секрет крутится вокруг сражения с этими жуткими, странными мимиками. Их противостояние с людьми (главным образом с майором Кейджем и Ритой Вратаски) напоминает элегантную шахматную партию, где каждый из противников знает друг друга и старается найти новые ходы.

Сохранению интереса до самого конца фильма и вере в происходящее способствуют прекрасно поставленные сражения, реальные “доспехи” отрядов, натурные съёмки, операторская работа в стиле документальной хроники, чёткая хореография битв, эффектные сцены тренировок Кейджа. Это потрясающе, когда и главные герои находят лазейки, меняют планы, и при этом враг не спит. Экшен очень качественный, но это лишь инструмент, ширма, за которой скрыто противостояние интеллектов. Конечно, ещё более драматическим, интересным решением было бы включить в начало фильма более молодую версию Кейджа, как планировалось сначала. Это позволило бы показать весь масштаб потерь, трупов солдат, которые легли вокруг майора за долгие годы. Но и так накала страстей хватает, вплоть до сцены осознания бессилия героя изменить ход войны. Такие очень сильные моменты и в целом очень качественная работа возвышают фильм над другими, подобными ему картинами.

13. Валериан и город тысячи планет (2017)

Миру, заполненному бесконечными франшизами, давно не хватало качественной, красивой фантастики с законченной историей, наполненной разными, колоритными инопланетными расами, вариативным экшеном, правильным посылом и красивой музыкой. И чтобы всё это в одном фильме. Выход нашёлся в виде реализации мечты Люка Бессона. Наработки из французских комиксов о приключениях Валериана и Лорелин можно найти во многих классических фильмах вроде “Звёздных войн” и “Пятого элемента”. И через 50 лет после появления комиксов мы дождались прекрасного воплощения оригинала. Фильм получился очень современным, но совершенно старомодным. Это был комплемент.

Здесь зритель натыкается на весьма шаблонного злодея, которому противостоят обычные, “правильные” главные герои. Но вокруг них мы увидели яркий, красочный, разнообразный мир, наполненный сотнями разных народов с самых удалённых уголков вселенной, прекрасными созданиями вроде перлов и Доган Дагуса. Одна Баббл чего стоит. Многим “Валериан и город тысячи планет” напомнил всё тот же “Пятый элемент”, это действительно так. Но кто скажет, что это не комплемент? Спасибо Бессону за то, что вернул нас в детство.

12. Планета Ка-Пэкс (2001)

Вы, люди, такие, что удивительно, как вы смогли достичь всего этого.

Фантасмагорическая смесь “Пролетая над гнездом кукушки”, “Зелёной мили” с настроением “Моего любимого марсианина”. Именно так можно попробовать описать эту потрясающую, неповторимую атмосферу фильма “Планета Ка-Пэкс”. Но и это будет очень неточно. Иэн Софтли очень добротно и красиво перенёс на экран роман Джина Брюэра, пусть и со сценарными изменениями. Может показаться, что картина, посвящённая пациенту Проту, лишь напоминает игру “Докажи, что ты не верблюд”. Однако это не так. Смотря фильм, мы не только вместе с персонажем Джеффа Бриджеса разгадываем загадку странного человека, которого гениально сыграл Кевин Спейси.

Фильм не только заставляет подумать о границе между реальностью, фантазией и сумасшествием, ставя под сомнения врачебные методики лечения пациентов подобных клиник. Зрителя подталкивают, в первую очередь,  на философские размышления. Вспомните слова Прота. “Каждое существо во вселенной может отличить добро от зла”. Очень понятные, простые слова. Изящный, точный укол в сторону людей, которым для спокойного существования в комфортных условиях необходимы своды правил на бумаге, социальные институты и т.д. Однако, зачастую, люди всё равно при этом остаются людьми.

11. Искусственный разум (2001)

“Искусственный разум” – одна из самых проникновенных работ Стивена Спилберга. Он отлично показал печальный мир будущего после всех катаклизмов, с ограничением рождаемости и странной ролью человекоподобных роботов. Многие пеняют фильм за чрезмерное взывание к эмоциям. Но, друзья. Фильм о любви к матери, пусть у робота это и имитация. Если ленту на такую тему делать без чувств… Тогда лучше вообще в эти дебри не лезть. По большому счёту, мы имеем дело с гораздо более обширным вопросом. Что есть любовь? А теперь вернёмся к более материальным вещам. Спилберг со своей командой проделали колоссальную работу – обширные декорации будущего, совмещение компьютерных и живых эффектов при постпродакшене, кропотливый труд при создании роботов (попробуйте сами столько аниматронов сделать и так грим нанести) и прочее. Может не понравиться фильм, но такой труд поневоле уважать будешь.

В самой ленте очень музыкальная структура повествования. Чёткое деление фильма на семейную драму, окунание в приключения Дэвида и щёголя Джо (Джуду Лоу вечное уважение) и возврат к драме. И в финальном аккорде если у вас не щемило сердце… Я категорически в это отказываюсь верить. Плавные переходы, в том числе за счёт смены цветовой палитры, из одного акта фильма в другой позволяют нам лучше оценить значение происходящего, при этом по той или иной причине интерес представляет каждая составляющая этой чудной картины. Конечно, можно долго рассуждать, каким вышел бы этот фильм у Стэнли Кубрика. Очень жаль, что его вариант с Пиноккио в мире роботов так и не был снят. Но в исполнении Спилберга “Искусственный разум” точно вышел трогательным, интересным, заслуживающим внимание всех, кто любит в кино тему искусственных интеллектов.

10. Я, робот (2004)

Вы могли не прочитать Айзека Азимова, но про знаменитые три закона робототехники наверняка слышали. И не покидает ощущение, что современное поколение их знает благодаря замечательной фантастике Алекса Пройаса “Я, робот”. И немудрено. Взяв из рассказов лишь некоторые имена и немного концепций, съёмочная команда фильма сделала потрясающее блюдо, где есть чему порадовать глаз. Интересное будущее с роботами в качестве нормы, бодрый экшен, разнообразные в плане характера персонажи (мнительность детектива, норов героя Шайи Лабафа, наивность доктора Келвин, великолепная кухня от бабушки Спунера и т.д). Очень органично смотрятся трогательные драматические сцены. Уиллу Смиту за ту сцену с рассказом о Саре можно простить любые роли. Но кроме этого, в картине подымается интересный, вечный вопрос, связанный с трактовкой законов. К чему может привести исключение из правил вроде робота Санни? И стоит ли рваться так вперёд с развитием робототехники? Ведь контроль весьма иллюзорен и фильм Пройаса это наглядно демонстрирует, да так, что вы точно не заскучаете.

9. Интерстеллар (2014)

Грандиозный привет “Космической одиссее” Стэнли Кубрика передал Кристофер Нолан своей работой “Интерстеллар”. Очень может быть, что братья Ноланы предвосхитили наше будущее (проблемы с климатом, едой) что делает картину для зрителя весьма актуальной. Забудем про отличный актёрский состав, это норма для фильмов Криса. Режиссёр очень хорошо умеет сочетать драму и экшен, который носит здесь очень красивый, плавный характер, как будто мы смотрим балет. Интересная завязка на личном, когда отношения отца и дочери определяют судьбу людей. Великолепно показанное путешествие астронавтов по вселенной, когда в гнетущей тишине, либо под блистательный саундтрек (лучшая реклама органу) Ханца Циммера можем следить за тем, удастся ли найти героям нужную планету.

С точки зрения отношений между персонажами и развития сюжета есть, что обсудить зрителям после просмотра картины. Как долгое одиночество меняет характер, нужно доверять чувствам или фактам, сколько процентов чувства юмора давать роботам и т.д. Лучше всего, конечно же, Нолану удались сцены, связанные с путешествием корабля. Невозможно забыть ту атмосферу, которая царила в зрительном зале в моменте с пристыковкой посадочного модуля к кораблю “Эндюранс”. Такого напряжения больше ни разу нигде не видел при просмотре фильмов в кинотеатре.  Идеально подошло к подобным сценам стихотворение Дилана Томаса, то самое “Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы”. Великолепное зрелище про космические путешествия, не уникальное, да. Но именно такой эффект должно дарить кино.

8. Вечное сияние чистого разума (2004)

Чарли Кауфман – потрясающий сценарист. Сделать материал с подобным сочетанием романтики, комедии и фантастики – это надо было умудриться. “Вечное сияние чистого разума” Мишеля Гондри из той категории фильмов, которые ты либо обожаешь, либо очень не любишь. В картине изрядное значение имеет фантастическая составляющая, из-за которой вы как раз можете иногда не понимать происходящего. Но благодаря этому создаётся великолепный эффект, что мы наравне с героем Джима Керри оказываемся в недоумении и пытаемся одновременно разобраться с ситуацией с Клементиной. Усиливает этот эффект калейдоскопная манера подачи сцен. А интересная задумка с затуханием музыки после завершения реплик позволяет нам, как и персонажам, чувствовать буквально вблизи перед собой эту неловкость.

Но за исключением странностей, фильм больше о драме, проблемах в отношениях между мужчиной и женщиной, зацикленности одного человека на другом. Поэтому линия Кирстен Данст не менее интересна. А различные “непонятки” развития сюжета лишь усиливают драматический эффект. Зрителю могут не понравиться некоторые черты характера героев, да. Джоэлю, честно, иногда по голове чем-нибудь охота было “садануть”. Но фильм напоминает нам о неидеальности человека. Если бы люди были безупречными, то тогда это были бы уже не люди.

7. Послезавтра (2004)

Немногие фильмы про апокалипсис имеют долгоиграющий эффект. Но “Послезавтра” Роланда Эммериха мы будем пересматривать до тех пор, пока нас не постигнет судьба некоторых героев этого фильма. Актуальнейшая тема глобального потепления и похолодания здесь выглядит идеально. Мы ежедневно читаем сообщения о таянии ледников, негативных прогнозах на будущее об уходе под воду городов. Поэтому при просмотре картины не возникает ощущения “фу-у, так не бывает”. Немецкий режиссёр прекрасно реализовал очень увлекательный сценарий Джеффри Начманоффа.

В фильме очень удачно соблюдён паритет между эффектными сценами затопления и обледенения планеты (великолепные визуальные эффекты, красивая музыка, потрясающие кадры вроде огромного корабля, проплывающего мимо здания) и драматической составляющей. Зрителю не забывают показать полностью масштабы проблемы, с одной стороны. При этом акцент на нескольких персонажах позволяет ещё сильнее переживать за человечество, чем если бы просто все два часа мы наблюдали за хаотичным беганием туда-сюда неизвестных лиц. Очень живая, потрясающе поставленная картина, напоминающая зрителю о его ответственности за судьбу дома, в котором он живёт.

6. Начало (2010)

Идеи сомнения в реальности происходящего, вины, мешающей главному герою достичь цели, развивались во многих картинах Кристофера Нолана. Но в “Начале” подобные размышления достигли своего апогея. Многие сотни страниц можно исписать в спорах об уникальности фильма или отсутствии таковой, но будем говорить о том, в чём уверены. Картиной “Inсeption” можно насладиться по многим причинам. Любите отличные актёрские составы с говорящими именами и фамилиями? Смотрите “Начало”. Не прочь посмотреть на неплохо поставленный экшен? Смотрите “Начало”. Вам интересно, когда в фильме витает атмосфера сомнения в реальности событий? Смотрите “Начало”. Вы ярый фанат Ханца Циммера и сексуального французского акцента Марион Котийяр? Смотрите “Начало”. Обожаете резкую смену “движухи” и философских диалогов о семье? Смотрите “Начало”. Любите драматические повороты или поразмышлять о вечном? Вы знаете, что делать. А тут это всё сразу и много. И ещё Том Харди есть. Это ли не чудо?

5. Звёздный путь (2009)

“Звёздный путь” Дж. Дж. Абрамса стал шикарным стартом фактически перезапуска событий этого интереснейшего мира. Удивительное дело, но фильм стал аж одиннадцатым в серии полнометражных лент по вселенной Star Trek. То есть фанатам есть с чем сравнивать, не говоря о знаменитом сериале. При этом картина вышла без слабых мест. За исключением грима главного злодея, который иногда мешал Эрику Бане продемонстрировать весь масштаб эмоций Неро. Так, по крайней мере, иногда казалось. В остальном, лента отдаёт должное уважение оригиналу, но не боится по-новому представить известных персонажей.

Очень быстро Кирк, Скотти, Спок, Чехов, Боунс, вся эта пёстрая “шайка-лейка”, становятся родными и ты за них переживаешь как за себя. Очень увлекательная история, дополняющие друг друга герои, прекрасные декорации, отличное музыкальное сопровождение от Майкла Джаккино, умелое сочетание серьёзного и смешного. Чего стоит тонкий юмор с прозвищем “Боунс” героя Карла Урбана. Идеальный фильм для возобновления путешествия миллионов зрителей на корабле “Энтерпрайз”. Как бы сказал Рик Блейн, “мне кажется, что это начало прекрасной дружбы”.

4. Радиоволна (2000)

Ох уж этот Грегори Хоблит. Так и не удалось ему за свою карьеру сделать плохое кино, ну и чудно. А в 2000 году мы радовались не только наступившему новому тысячелетию, но и, в том числе, новому шедевру режиссёра. Тоби Эммерих написал, действительно, уникальный сценарий. А Грегори воплотил это в виде красивой, поэтичной, запутанной истории о потери ребёнком отца и попытки это исправить. С чем можно провести аналогии, так это с “Эффектом бабочки”, вышедшей через несколько лет после “Радиоволны”. Не потому ли, что тема попытки что-то исправить, пусть даже с помощью элемента фантастики, играет особую роль в нашей жизни? Каждому есть, что изменить.

А теперь вернёмся к фильму Хоблита. Деннис Куэйд и Джеймс Кэвизел отлично смотрятся в роли отца и сына, распутывающих странный клубок событий. А зритель с превеликим интересом наблюдает за развёртыванием истории по принципу эффекта домино. И здесь не поймёшь, какая из возникающих раз за разом новых реальностей лучше. В ходе своего расследования герои Куэйда и Кэвизела вступают на очень опасную тропу, в которой дальнейшее вмешательств может лишь всё ещё больше усложнить. И как же интересно за этим наблюдать. Дай Бог, чтобы у них всё получилось.

3. Облачный атлас (2012)

6 связанных между собой историй о реинкарнации за 3 часа, и чтобы не получилась каша. Том Тыквер и сёстры Вачовски подарили в 2012 году всей армии фанатов темы переселения душ настоящий подарок на все дни рождения разом. Нашумевший роман Дэвида Митчелла “Облачный атлас” был прекрасно перенесён на экран. А после окончания просмотра можно лишь жалеть, что историй было так мало. Сами по себе эти 6 кусков одного пирога представляют уже немалый интерес. Но их очень удачно чередовали друг с другом, и зритель не имел морального права отходить от экрана. Ведь тема взаимосвязанности всего просто вынуждает нас не упускать ни одной детали.

Создатели картины сделали гениальный шаг, когда актёры играли несколько ролей. Это не только позволило раскрыть их таланты (где ещё вы увидите такого Хью Гранта?), но и наглядно показать идею со связью персонажей из различных временных отрезков. Красивые, разнообразные истории с различным моральным посылом образуют очень редкий, потрясающий эффект. Эффект сродни впечатлению от прослушивания секстета “Облачный атлас”. Абсолютно блистательная совместная работа от очень разных режиссёров. Можно пересматривать и находить что-то новое так же часто, как Захри в фильме рассказывал истории своим внукам.

2. Дежавю (2006)

В 2006 году мы посмотрели одну из вершин творчества магистра жанра “экшен” Тони Скотта. “Дежавю”, наверное, наряду с “Голодом” – его самые необычные работы. И в случае с фильмом с Дензелом Вашингтоном мы получили настоящий бурлящий котёл. Там какая-то очень умная волшебница приготовила чудное зелье из шикарно снятых погонь, убедительной актёрской игрой, сильной драматической и замечательной фантастической составляющими. В сценарии картины сделан очень интересный финт, когда самое плохое случилось в самом начале. Это создаёт непредсказуемость сюжета и зрителю очень интересно наблюдать за действием этой адской фантастической машины, расследованием Дагом Карлином дела. Особенно, когда ключ к расследованию ужасной трагедии кроется не около хаотичного копошения над уликами, а вокруг одной конкретной личности. Несмотря все повороты, новые подсказки и надежды, зрителя не покидает странное состояние ужасного дискомфорта. Мы вместе с героями чувствуем невозможность изменить прошлого. Зритель становится ещё одним пострадавшим вместе с Клэр Кучивер. Грядущее неотвратимо и вряд ли сулит счастливый финал.

 1. “V” значит Вендетта (2006)

Фигура Гая Фокса стала маской и, благодаря фильму, символом, который объединил многих людей, жаждущих изменений в обществе.

Начинаешь говорить “помним не зря пятый день ноября”, и уже после второго слова собеседник понимает, о чём идёт речь. Если вы не читали знаменитую антиутопию Алана Мура о борьбе с тоталитарным, фашистским режимом, то скажем, что отличий между комиксом и фильмом хватает. Но смена времени происходящего, некоторых сюжетных аспектов мало что меняет. Картина Джеймса Мактига под патронажем Вачовски оставляет неизгладимые впечатления, насколько бы эта фраза не была избитой. Проникновеннейшая история, наполненная поэзией, потрясающей игрой актёров, умеренным количеством экшена и невероятной искренностью происходящего. А весь ужас полностью ощущаешь на себе. Мурашки по коже ходят от первой сцены фильма с казнью Гая Фокса и вплоть до осуществления цели террориста V. Эта жестокая картина – переживание чистых эмоций. Даже те, кто не считает эмпатом, будут всецело вместе с Иви и V болеть за правое дело. И дай Бог, чтобы показанные в фильме события не сбылись в реальности. А иначе мы будем повторять слова доктора Делии Сэрридж. “О, Боже… что я наделала?” Главное, чтобы оставались те, перед кем нам ещё можно было бы извиниться.

 

А что же супергерои?

Интересный вопрос, включать ли фильмы про супергероев в жанр Sci-fi, обсуждается долго и упорно. И если да, то какие? Там где научная основа становления героя, или все? А ведь в некоторой классике жанра вроде “Звёздных войн” придумок и допущений не меньше, чем в фильмах про супергероев. Проблема ещё связана с тем, что для них не назвали пока отдельного жанра. Ведь есть разные герои, со сверхъестественными способностями и без них и т.д. Так как же поступить? Мы же можем лишь порекомендовать вам наш список интересных фильмов про супергероев, по ссылке ниже.

ТОП 40 лучших фильмов про супергероев

Где там наука, а где “всё остальное”, пусть зритель сам решает для себя этот вопрос. Что касается общего списка научной фантастики 21 века, то в него не попали многие занятные ленты: “Шестой день”, “Дитя человеческое”, “Война миров”, “Престиж”, “Вспомнить всё”, “Элизиум: Рай не на Земле”, “Побудь в моей шкуре”, “Ровер”, “Стартрек: Возмездие”, “Бегущий по лезвию 2049” и т.д.

А какие фильмы жанра Sci-fi любите вы? Где, по-вашему, проходит грань научной фантастики, если она существует? Ждём ваших комментариев!

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы куки (cookie) для улучшения работы и вашего удобства Ок Читать подробности